Картина дняПолитикаЭкономикаОбществоПроисшествияСВОФинансыСпортВфокусеПогодаКурсыСделано в России

Кто детей научит? Почему в российских школах не хватает предметников

23 апреля 2023,источник: АиФ Кубань

2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника — еще раз привлечь внимание к этой профессии, поднять ее престиж.

Источник: РИА "Новости"

Но, тем не менее, школьных учителей, особенно предметников, катастрофически не хватает по всей стране. И Краснодарский край не стал исключением. Какие педагоги нужны нам и где их искать?

Не наставлять, а разговаривать.

Проблема дефицита кадров в сфере образования не нова. В 2019-м в регионе было открыто 1,6 тысячи вакансий. С тех пор эта цифра особо не сокращается. Педагоги нужны как сельским школам, где учителям приходится преподавать сразу несколько дисциплин, так и городским учебным учреждениям, где проблема возникла из-за высокого прироста населения.

Любопытно, что еще меньше 10 лет назад попасть в школу удавалось не всем, по крайней мере, так случилось с учителем географии школы № 6 Ленинградского района Александром Худенко. Александр Алексеевич, окончив педагогический колледж и получив диплом учителя информатики, не смог устроиться ни в одно учебное учреждение в районе — мест не было.

«Это было в 2013 году, — рассказывает педагог. — В итоге я пошел работать в детский театр, был актером, сценаристом, администратором. Мысли о школе меня все равно не покидали, так как педагогика мне нравилась с самого детства — во многом потому, что моей первой учительнице была мама. Первые годы обучения запомнились мне больше всего, они прошли в теплой семейной обстановке — на всю нашу деревенскую школу было всего 12 учеников».

В 2020-м, когда случилась пандемия, театр остался без гастролей, а артисты, соответственно, без работы, Александр Алексеевич решил снова попытать счастья в школе.

«Меня приняли, но с условием, что поступлю на геофак и буду параллельно учиться, т.к. на тот момент требовался учитель географии, — продолжает он. — В сельских школах самые востребованные и редко встречающиеся специалисты — это предметники. В школе мне легко. Энергия детей наполняет меня, в то же время понимаю важность своего дела — давать знания, которые пригодятся им в жизни. Хорошо, когда ребята видят, что и тебе самому интересен твой предмет, когда с энтузиазмом идешь на урок, они чувствуют, что в классе их ждут».

Свою деятельность Александр Алексеевич старается не ограничивать только занятиями, он общается с учениками на перемене и вне учебы, интересуется, что их увлекает.

«Что самое трудное в профессии? Не перегореть, не переусердствовать в своем желании дать больше, чем возьмут. Считаю, молодые педагоги не задерживаются в школе потому, что не совпадают их ожидание и реальность. Думают, главное, выдать информацию из конспекта, и дети поймут, но не всегда это происходит. Вторая сложность появляется тогда, когда учитель берет классное руководство. Сталкиваюсь с тем, что многие родители дистанцируются от школы, не интересуются делами своего ребенка. Если что-то не так, то виноватым называют учителя. Я же прошу мам и пап больше спрашивать меня про детей. Любую проблему на начальном этапе решить легче, чем когда ситуация зайдет в тупик. Ругать детей за низкие отметки не нужно, нужно поговорить, объяснить, что это ошибка, ее надо исправить и больше стараться не совершать. А когда дома только кричат за плохую учебу, ситуация не исправится».

Идеального ученика, по мнению педагога, нет, все дети для него идеальные, и если кто-то недостаточно занимается, вовсе не означит, что он плохой ребенок.

«Как привлечь учителей в школу? Безусловно, важна финансовая составляющая. Хотя для сельской местности зарплата учителя неплохая, для города, наверное, этих денег недостаточно, — говорит педагог. — И необходимо повышать престиж нашей профессии, нужна реклама, а также социальные гарантии для тех, кто придет учить детей. Но и в школу должны идти по призванию, а не от безысходности. Еще важный момент, иногда в семьях нелицеприятно отзываются о педагогах, поэтому и дети позволяют грубости в адрес преподавателей. Важно, чтобы дома уважали труд учителя, тогда проблем станет меньше».

Не работа, а образ жизни.

Екатерина Самойлова — учитель математики с почти 20-летним стажем. Раньше она работала в одном из сел Астраханской области, а два года назад переехала в Краснодар.

«Проблем с трудоустройством не было, сразу приняли, дали классы 5-го по 11-й, а также классное руководство, — рассказывает Екатерина Николаевна. — Дети везде одинаковые, и сложности с ними похожие. Это, гаджеты, нарушение дисциплины. Непросто бывает работать с родителями, некоторые считают, что лучше учителя знают, какая оценка должна быть у их чада. Добавлю также, что зарплата у учителей оставляет желать лучшего, и чтобы заработать больше, приходится брать дополнительные часы. Я, например, стою на ногах семь уроков подряд, добавьте сюда проверку тетрадей, написание планов и других административных обязанностей. Иной раз к концу дня даже разговаривать не могу. Сейчас мне приходится около 7 утра выезжать из дома на работу, чтобы успеть к первому уроку, со следующего учебного года перехожу в другую школу, которую построили в моем микрорайоне. К слову, и в этот раз меня приняли без проблем. Учителя в Краснодаре — на вес золота».

Несмотря на все сложности, Екатерина Николаевна признается, что никем другим себя в этой жизни не видит. После школы она поступила в педагогический колледж, потом вышла замуж, подряд родила троих детей, а потом пошла преподавать.

«Учитель — не просто работа, это образ мышления, образ жизни. Трудно оставаться в этой профессии, если не влюблен в нее, в противном случае каждый урок будет казаться долгой и мучительной каторгой. С опытом приходит мастерство, но важно сохранить вдохновение, которое было в самом начале карьеры», — добавила она.

Первый раз, в первый класс.

Краснодарка Марина Соколова пришла в школу через 15 лет после вуза. Она преподает английский язык.

«Моя мама была педагогом, эту профессию я прекрасно знала изнутри, но сама не стремилась работать с детьми. Мне нравилось изучать иностранные языки, поэтому после школы поступила на “иняз”. Ездила в Европу по программе обмена студентов, а потом несколько лет работала здесь в иностранной компании, — рассказывает Марина Владимировна. — В 2015 году родила сына, пока я была в декрете, на фирме произошло сокращение. Меня, естественно, уволить не могли, но я сама написала заявление. Ребенок ходил в детский сад, но часто болел, поэтому о трудоустройстве не задумывалась, а вот когда он стал подрастать, поняла, что мне нужно чем-то заниматься».

Чтобы не утратить навык, она старалась читать книги и смотреть фильмы на английском языке.

«Как-то знакомые попросили позаниматься с их ребенком-старшеклассником, подтянуть предмет. К каждой встрече с ним я тщательно готовилась и вошла во вкус, — говорит Марина Владимировна. — Потом устроилась в детский центр, работала с малышами, а когда наступила пора сыну идти в первый класс, я вместе с ним пошла в школу. Времени на адаптацию не было, мне сразу дали много классов, сложнее всего пока со старшеклассниками, для многих мой предмет не приоритетный, поэтому они не уделяют ему внимания, не выполняют домашнее задание, а то и просто прогуливают. Но я не опускаю руки, стараюсь их заинтересовать».

Сколько платят?

Аналитик hh.ru Юг. Анастасия Кабинова:

"С начала 2023 года в Краснодарском крае было открыто более 1,4 тысячи вакансий для учителей. Это более чем на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Сейчас в регионе более 300 открытых вакансий для педагогов, больше всего нехватку испытывают школы Краснодара и Сочи. Самые востребованные специалисты — учителя-предметники, особенно по математическим и естественно-научным дисциплинам, а также преподаватели иностранных языков.

По данным нашего аналитического сервиса, в среднем учителям на Кубани предлагают зарплату в 28−35 тысяч рублей. Сами соискатели в среднем рассчитывают на зарплату в 30−50 тысяч. Максимальная ожидаемая зарплата по этой профессии с начала года на Кубани — 100 тысяч рублей".

Кого не хватает?

Министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева:

"В последние годы в регионе активно строят новые школы, и это, наряду с ростом населения, тоже одна из причин нехватки педагогических кадров. Наибольший дефицит край испытывает в учителях начальных школы — дело в том из 760 тысяч школьников Кубани 312 тысяч ходят в 1−4 классы. Следующие по востребованности преподаватели базовых предметов, русского языка и математики. Далее по уменьшению дефицита учителя физики, английского. Конечно, в разных муниципалитетах есть свои особенности.

Мы используем различные инструменты для того, чтобы решить проблему своими силами. Так по указу президента с недавних пор студенты старших курсов педагогических вузов могут совмещать учебу с работой в школе. Это решение дало краю более 400 молодых педагогов, студентов Кубанского государственного университета и Армавирского педагогического государственного университета.

Также в крае работают шесть учреждений среднего профессионального образования, которые готовят воспитателей, учителей начальных классов. Повышают привлекательность профессии учителя и меры поддержки, которые реализуются и на муниципальном, и на региональном, и на федеральном уровнях. Более трех тысяч заявок подали педагоги на региональный проект по ипотечному кредитованию, по которому можно получить 1 млн рублей на первоначальный взнос. В крупных городах края учителям компенсируют аренду жилья. Есть региональные доплаты к новому учебному году, премии для учителей, подготовивших стобалльников по ЕГЭ, победителей и призеров всероссийских олимпиад и конкурсов".