(Город Казань KZN.RU, 28 апреля, Юлия Летникова). Сегодня в России отмечают День работников скорой помощи. Этот праздник был учрежден в 2020 году на фоне пандемии Covid-19, когда нагрузка на бригады фельдшеров возросла. Сейчас медицина в Татарстане встает на прежние рельсы, но значимость работы службы скорой помощи не уменьшилась. Ежедневно только в Казани они помогают в среднем одной тысячи горожан, а за сутки одна бригада выполняет 15−16 вызовов. Корреспондент KZN.RU отправился в карете скорой помощи по вызовам и узнал, с чего начинается рабочий день фельдшеров, какие случаи самые сложные и как их вдохновляют истории спасения людей. Правило трех «П»: пересменка, пятиминутка и проверка.
Рабочий день на казанской подстанции скорой помощи № 1 начинается в 7 часов утра с пересменки, иногда для сотрудников проводят пятиминутку. Заступая на смену, фельдшеры заполняют журнал, берут планшет, проверяют сумку, оборудование и состояние салона машины скорой помощи.
В утренние часы выездов бывает не так много, пик звонков приходится на вечер. Ждать вызов бригады могут в комнатах отдыха, где есть кушетки, или на кухне. Важно, что на территории подстанции имеются громкоговорители — с помощью них диспетчеры озвучивают информацию о вызове и номер бригады, который будет его отрабатывать. Поэтому даже если планшет не под рукой, фельдшеры всегда знают о поступившей заявке.
Подстанция № 1 обслуживает Вахитовский, Приволжский и Советский районы Казани. Ежедневно только в ней дежурят 14 бригад, у всех у них есть свой позывной — номер бригады. Это необходимо для общения по рации. Так, в бригаде № 11 в день записи интервью работали Алсу Салахова — она спасает жизни вот уже 32 года, и Максим Ризаев — его стаж работы составляет 30 лет.
«Вызовы к лежачим пациентам одни из самых сложных»
Первый вызов Алсу и Максиму достался довольно поздно — около 10 часов. Фельдшеры быстро собрались и сели в машину. Адрес обратившегося в скорую помощь отображается в планшете, там же — причина обращения в скорую помощь. Кроме того, если у пациента есть хронические заболевания, это будет записано в карточке — на планшет установлена программа, которая связана с базой данных поликлиник города.
Вызов был не срочный, поэтому ехали без сирены, добраться удалось за 9 минут. Водитель машины скорой помощи — опытный, он хорошо знает город, поэтому справился без навигатора. Трудности возникают, когда вызовы поступают от жильцов новых домов — бывает сложно найти нужный адрес, признаются фельдшеры.
Взяв сумку, медики отправились в квартиру, где их ждали пожилая женщина и ее дочь, которая и вызвала скорую помощь для мамы. Оказалось, что женщину несколько лет назад парализовало — она не может говорить и самостоятельно есть, состояние ухудшилось, поэтому обратились в скорую. Алсу и Максим оказали необходимую помощь пациентке: послушали легкие, сняли электрокардиограмму, измерили давление, сатурацию и температуру, дали рекомендации. Параллельно фельдшеры вводили данные в планшет. Госпитализация не потребовалась.
«Вызовы к лежачим пациентам одни из самых сложных. В таких случаях человек не может сам сказать, что его беспокоит. Но бывает, что люди звонят в скорую помощь по пустякам — царапина, заноза, на такие выезды мы тратим время, которое могли бы уделить действительно нуждающимся пациентам», — поделилась Алсу.
Вернувшись в машину, медики продолжили заполнять карточку пациента — в планшете и на бумаге. «Документы проверяет начальство, а затем их передают в архив, где они хранятся 5 лет. По необходимости документы могут востребовать», — рассказывает Алсу. Всего на отработку одного вызова уходит в среднем 45 минут с учетом времени прибытия на место, но бывают и сложные случаи, в частности, госпитализация.
О том, что бригада освободилась, нужно передать по рации, которая работает в машине постоянно, поэтому в салоне всегда слышен гул голосов — диспетчеры распределяют вызовы по бригадам. «“Ласточка 11” свободна», — передает по рации Максим. После этого бригада ждет ответа диспетчера, он сообщает, куда направится бригада дальше: на вызов или на подстанцию.
В среднем за смену бригады выезжают по 15−16 вызовам
Отдохнуть после выезда в этот раз Алсу и Максиму не удается, диспетчер передала еще один вызов. Бригада поехала в университет, помощь понадобилась молодой сотруднице. Добрались до места снова быстро, взяв сумку, медики отправились помогать. Спустя некоторое время бригада вернулась в машину и занялась привычными делами — заполнением документов. Госпитализация девушке не понадобилась — просто понизилось давление — медики провели обычные процедуры и дали пациентке лекарство. После заполнения документов Максим передал диспетчеру, что бригада освободилась, их направили на подстанцию.
По такой схеме бригада работает целые сутки, в среднем за смену она выезжает по 15−16 вызовам. Между ними медики могут перекусить, отдохнуть или заполнить карточку пациента, если не успели этого сделать. Но бывает, что фельдшеров могут сразу назначить на следующий вызов.
В течение дня медики следят за сумкой, в которой хранятся лекарства и расходные материалы (ампулы, шприцы), по необходимости ее наполняют. Для этого на подстанции работает своеобразная «заправка» — аналог аптеки. Перед тем как взять расходники и препараты, медики заполняют документы.
В конце смены бригада снова проверяет сумку, оборудование и салон, заполняет журнал, сдает планшет и отправляется на отдых, чтобы через 2−3 дня заступить на новую смену.
«Пока доставали ампулы и лекарство, у мужчины остановилось сердце» Особенно тяжело было работать в годы пандемии коронавируса, признаются медики: количество звонков увеличилось кратно, а порой они рисковали собственным здоровьем. Несмотря на трудности, фельдшеры продолжают работать.
«Это мой долг — помочь людям. Они остаются с болячкой один на один, и кто им поможет, если не мы? Болеть могут и родственники, это все накладывается».
«Бывает, что во время тяжелого вызова думаешь о том, как трудна работа фельдшера. Но во время отдыха это забывается, все встает на свои места, и мы дальше продолжаем работать», — добавила Алсу.
Фельдшеров вдохновляют случаи спасения людей. Одну из историй рассказала Алсу, в тот день она также работала в бригаде с Максимом: «Мы поехали к мужчине, который жаловался на боли в сердце. Мы сняли электрокардиограмму, по ней обнаружили инфаркт. Пока доставали ампулы и лекарство, у мужчины остановилось сердце. Мы начали его реанимировать — пользовались дефибриллятором. Пациент пришел в себя, мы поставили систему. В квартире мужчина был один, его нужно было отнести в машину, чтобы отправить на госпитализацию. Вдвоем с Максимом мы не могли справиться, соседей дома не оказалось, поэтому вызвали бригаду в помощь. Карета приехала и в ее сопровождении мы увезли пациента в больницу».
Сложно бывает и водителям машин скорой помощи. «Дворы города заставлены автомобилями, чтобы не зацепить, приходится рассчитывать миллиметры, иногда и вовсе стоят шлагбаумы, которые медикам не открывают», — отметил водитель Динар Хадипов. Он добавил, что в последние годы кареты скорой помощи начали чаще замечать и пропускать на дорогах.
Отвлечься от работы фельдшерам помогает активный отдых или смена деятельности. Так, Алсу предпочитает заниматься огородом, а зимой — проводить больше времени с внуками, Максим, наоборот, в свободное время выбирает подработку, но она уже не связана с медициной.
В столице РТ работают 9 подстанций, в их автопарке насчитывается 127 машин. Кроме того, в Казани дежурят 4 мотобригады. В прошлом году служба скорой помощи отработала свыше 413 тысяч вызовов. На 583 из них медики провели реанимационные мероприятия — спасли жизни горожан.