Картина дняПолитикаЭкономикаОбществоПроисшествияСВОФинансыСпортВфокусеПогодаКурсыСделано в России

Поведенческий терапевт рассказала нижегородцам, как определить, что ребенок готов к школе

29 июня 2023,источник: Время

Ориентироваться нужно не только на возраст.

Поведенческий терапевт рассказала нижегородцам, как определить, что ребенок готов к школе
Источник: Время

Родителям перед школой нужно проверить, насколько их ребенок готов к обучению эмоционально, физически, психологически и интеллектуально, сообщила РИАМО поведенческий терапевт и автор популярного блога о воспитании детей Елена Калашникова.

По ее словам, многие родители не знают, когда вести ребенка в школу, если 7 лет ему исполнится в середине года. Хотя разница в возрасте от 6,5 и 8 лет кажется небольшой, но за эти 1,5 года ребенок может многому научиться, для него это большая часть жизни. Однако готовность к школе определяет не только возраст, но и другие параметры развития, а именно эмоциональная готовность, уровень развития физических и моторных навыков, психологическая готовность и уровень интеллектуального развития.

Эмоциональное развитие предполагает, что ребенок умеет контролировать эмоции. Если ребенок очень чувствителен, плачет чаще других, когда смеется, ему трудно успокоиться, он ярко эмоционально реагирует на сказки и мультики, то контролировать эмоции ему сложнее. Это нужно учитывать и развивать эмоциональный интеллект с малых лет.

«Физическое и моторное развитие влияет на то, насколько ребенок ловкий, самостоятельный в простых бытовых навыках, готов ли сидеть за партой и держать ручку, сможет ли копировать инструкции учителя. То есть если родители видят, что ребенку не хватает этих способностей, лучше поработать над укреплением моторных навыков немного заранее, чтобы в школе его не дразнили и меньше критиковали».

считает поведенческий терапевт

Психологическую готовность можно определить по тому, привык ли ребенок к определенным «контекстным условиям». У него есть распорядок, окружение, привычки и ожидания от завтрашнего дня. Резкие перемены детям даются тяжело, потому что у них мало опыта, и они легко теряют контроль в новой ситуации.

Специалист предупредила, что реакции, которые помогали ребенку раньше (в саду, дома, у бабушки) в школе могут не сработать, ведь школа подразумевает организованность, дисциплину, а дети получают меньше помощи от взрослых, непонятно, где получить информацию, и вообще много, что в школе ребенку первое время неясно.

«Кого-то такая ситуация мотивирует стараться, и получается быстро адаптироваться, а у детей психологически неготовых столкнуться с переменами может вызвать панику, нежелание ходить в школу и даже психосоматические заболевания. Поэтому я всегда рекомендую родителям развивать в детях гибкость к различным сценариям жизни, учить адаптироваться к новому, не бояться перемен, но в рамках стабильного режима и рутины», — пояснила эксперт.

По ее словам, нужно приучать детей к порядку и дисциплине, но иногда давать возможность столкнуться с внезапными переменами и помогать быстро адаптироваться.

Интеллектуальные способности и академические навыки — параметры, оценивая которые родители судят о готовности ребенка к школе. Это умение читать, писать и считать. По словам Калашниковой, важно не переусердствовать.

«Если ребенка с 2 лет обучают чтению, то когда ему разбираться со своими эмоциональными реакциями, развивать моторные навыки через естественный познавательный интерес, учиться занимать себя самостоятельно, когда скучно, и развивать творческий потенциал?» — уточнила Калашникова.

Она добавила, что в дошкольном возрасте ребенку очень важно начать пробовать заводить друзей, общаться с новыми людьми, изучать правила поведения в обществе. Излишняя зацикленность на учебе может этому вредить. Да и в школе учиться и общаться будет неинтересно, если сверстникам объясняют то, что ребенок уже знает, и реакции одноклассников не сооветствуют его реакциям.

В то же время совсем не готовить ребенка к школе тоже неправильно. Многие родители думают: «Идет в школу, вот там пусть и учат». Эксперт считает, что ребенку важно получить успешный опыт хождения в школу, а не чувствовать себя там хуже всех. В будущем это может обернуться стойким нежеланием учиться.