Сбыт местной сельхозпродукции и взаимодействие торговых организаций с фермерами и предприятиями агропромышленного комплекса Дона — один из основных вопросов, который сегодня приходится решать региону.
Востребована ли сегодня донская продукция? Как влияют на сбыт экономические санкции? Справляется ли Ростовская область с вызовами нового времени? Разбирался rostov.aif.ru.
Выход есть всегда.
На Дону продукция местных сельхозпроизводителей, в том числе небольших фермерских хозяйств реализуется разными способами. В регионе работает 42 розничных рынка, на которых организовано 16,8 тыс. торговых мест. Больше половины из них предназначены для торговли продуктами питания. Востребованы у жителей региона и ярмарки, на которых донским аграриям предоставляют бесплатные торговые места.
Помогают и преференции для местных фермеров в размещении нестационарных торговых объектов. Например, возможность получить место для размещения таких торговых точек без проведения торгов, конкурсов и аукционов. Наиболее успешный опыт реализации — в Новошахтинске и Сальском районе. Там местным фермерским хозяйствам помогли наладить мобильную торговлю свежей молочной продукцией.
Кроме того, в рамках нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства на Дону на базе федеральных торговых сетей реализуется проект «Фермерский островок».
«С учётом политики импортозамещения представители сетевого ритейла тоже заинтересованы в поставках локальных поставщиков. В связи с этим наш департамент совместно с минсельхозпродом области организует торгово-закупочные сессии. Основная цель — это установление прямого контакта между производителями товаров и закупщиками торговых сетей, — пояснил директор департамента потребительского рынка Алексей Панкратов. — Такое взаимодействие необходимо, чтобы избежать трудностей вхождения в ассортиментные матрицы сетевых компаний продукции, произведённой на территории региона».
Загранице Дон поможет.
Донская сельхозпродукция по-прежнему поступает и на внешние рынки. В Ростовской области реализуется региональный проект «Экспорт продукции АПК», входящий в нацпроект «Международная кооперация и экспорт».
По предварительным данным регионального минсельхозпрода, объём экспорта донской агропродукции с начала года в фактических ценах уже превысил 4 млрд долларов США. Это больше уровня прошлого года на 54,7%, а в натуральном выражении выше на 98%.
Несмотря на введённые против России санкции и меры таможенно-тарифного регулирования, а также логистические ограничения для предприятий-экспортёров и сложности с проведением международных расчётов экспорт продукции АПК в этом году по основным позициям значительно превышает прошлогодний. Например, экспорт зерновых в натуральном выражении больше в 2,3 раза показателей прошлого года.
Мнение власти.
Первый заместитель губернатора Ростовской области Виктор Гончаров:
— В период санкций реализация донской продукции — вопрос актуальный, так как торговые предприятия переходят на отечественные продукты и предпочитают сотрудничать с местными производителями. Причём, как уверяют сами представители ритейла, в зоне особого внимания — мелкие фермерские хозяйства, поэтому их поддержка как на этапе производства продукции, так и на этапе её реализации — одна из важных задач для органов власти.
От зерна — к хлебу.
Чтобы ознакомить гостей донского края с сельхозпродукцией региона, в хуторе Петровском Неклиновского района провели сельскую познавательную игру «От зерна к хлебу».
Организаторами игры при поддержке донского минсельхозпрода стали первый на юге России производитель органической продукции «Био-хутор Петровский» и Центр компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Ростовской области.
Мероприятие было направлено, в том числе и на содействие сбыту сельхозпродукции. Ведь здесь выращивают пшено, нут, лён, другие зерновые и зернобобовые культуры. А ещё производят органическую продукцию — сухарики, хлеб из цельнозерновой муки, даже производится органическое яйцо.
На игру приехали участники из нескольких субъектов нашей страны. В том числе предприниматели, которые занимаются агротуризмом или планируют начать своё дело.
Всех игроков разделили на команды, которые соревновались в увлекательных конкурсах на скорость и знания о различных этапах изготовления хлеба — от подготовки семян до выпечки готового продукта. Все этапы квеста проходили в настоящих производственных помещениях: ангаре с зерном, мельнице, пекарне с русской дровяной печкой
По окончании игры её участники попробовали результат своих трудов — вкус донского хлеба оценили на отлично.