— Человек социален, один он жить не может, — говорит Вероника Денисович, доцент кафедры уголовного права и криминологии ЧелГУ, адвокат Челябинской коллегии адвокатов, ставшая одним из героев свежего выпуска стрим-шоу «Поутру» на «Гранада ТВ». — И общаемся мы с совершенно разными людьми.
Для каждого важно считать информацию о другом человеке, чтобы выстраивать общение. Для криминалистов и юристов необходимость считывать информацию о человеке по каким-то внешним признакам определена и профессиональной деятельностью. Это помогает в работе, помогает, например, ранней профилактике совершения преступления.
Как утверждает наш эксперт, не только слова, сказанные на сленге, но и жесты, одежда, даже направление взгляда человека способны подсказать профессионалу, о чем на самом деле тот говорит в текущий момент, дать возможность предположить, какие действия он готовится совершить. Все это может помочь предотвратить преступление, раскрыть его или по крайней мере получить первичную оперативную информацию.
— Всему этому учат при подготовке сотрудников правоохранительных органов и специалистов в области юриспруденции, в том числе в Челябинской области, — говорит Вероника Денисович. — У нас даже преподают такие редкие специалисты, как мастер по кинетическому имиджу, который объясняет, как можно сесть, встать, повернуться, как скрыть себя среди толпы, чтобы не обнаружили. Будущим специалистам объясняют, как поговорить с человеком, расположив его к себе, чтобы он тебе дал нужную информацию. Дается разная информация. Ведь даже форма одежды, ее цвет, могут дать о человеке колоссальную информацию. Знать об этом полезно и сотрудникам правоохранительных органов, и юристам. Ведь это часть их работы.
Кстати, у самих сотрудников специальных служб, судебной системы и так далее существуют строгий дресс-код. Одежда очень правильно регламентирована. Будущим сотрудникам это начинают прививать с первых шагов обучения. В официальной обстановке это настраивает на официальное общение, дисциплинирует.
— Представим на мгновение, что вы заходите в зал судебного заседания, там находится государственный обвинитель, адвокат, судья, обвиняемый, — разбирает пример наша героиня. — И, допустим, у государственного обвинителя, который одет в форменную летнюю рубашку, руки по локоть в татуировках. Или судья, на котором мантия, закрывающая его всего по кисти рук, а на них пусть маленькая, почти незаметная, но татуировка. Вопрос риторический: как отреагирует на это, например, преступник, если он в возрасте, неоднократно судим и свою первую татуировку нанес, когда попал еще в колонию для несовершеннолетних? Его реакция при виде такого судьи или гособвинителя — в лучшем случае удивление. И никакого уважения к правоохранительной системе уже не будет. Поэтому и есть в таких профессиях строгий дресс-код, а нанесение татуировок на определенные части тела нежелательно. Обычно ребята, которые приходят учиться на данные профессии, уже профориентированы. Так что они готовы ко многим ограничениям, с которыми придется столкнуться на будущей работе.
Но представьте другую ситуацию: вас пытается вывести на разговор по душам человек в кителе, застегнутый на все пуговки. Получится у него? Вряд ли… Когда идет работа «в поле», сотрудник выглядит и действует совсем по-иному, совсем не так, как в том же зале суда. Поэтому студентам-юристам, курсантам дают знания невербального общения.