Если Якутия признана дальневосточным центром кино, то Хабаровский край, где создается анимационный кластер и работает профессиональная студия, стал центром мультипликации в ДФО. На этой неделе состоялась премьера первого эпизода второго сезона мультсериала о приключениях веселых рюкзачков «Спина к спине», который создается студийцами сотоварищи. Другой большой проект хабаровчан — будущий полнометражный мультик об адмирале Невельском — 18 августа имеет все шансы пройти защиту на питчинге Фонда кино, где распределяют средства на производство картин.
Выстрелили мультики
Следуя постулату, что креативные индустрии считаются одним из самых перспективных направлений в экономике, власти Хабаровского края сделали ставку на них, причем в разных сферах. Это IT, дизайн-инжиниринг, инженерное проектирование зданий и сооружений, а также анимационные фильмы. Пока по-настоящему «выстрелили» последние.
— В самом начале — в 2018 году — это был инвестиционный проект с большими рисками. Три с половиной года мы были частью крупного предприятия. С февраля 2022-го стали отдельной структурой, сами на себя работаем и живем за счет средств, вырученных от лицензионных программ, а также выигранных грантов. Крутимся, — рассказывает продюсер студии «Мечталет» Илья Кузнецов.
По его словам, студия трижды получала федеральную поддержку. Дважды грантовые средства на конкретные проекты выделял Президентский фонд культурных инициатив. В 2022 году минкульт РФ дал безвозвратную субсидию на производство девяти из 26 серий второго сезона мультсериала «Спина к спине». То есть практически каждой третьей.
— Для нас это был сигнал и своего рода признание: мы снимаем именно то, что нужно показывать детям, и нас поддерживают. Модель взаимодействия государства и производителей контента поменялась. Проводятся конкурсы, и тем, кто приносит хорошие идеи, выделяют средства и при этом не отнимают права на продукт, — подчеркивает продюсер.
— Если мы выиграем, в чем я уверен, то денег — а речь идет о 190 миллионах рублей — должно хватить на производство фильма. На продвижение и прокат нужны дополнительные средства. Впрочем, все будет зависеть от качества материала, возможно, прокатчик возьмет расходы на себя, — рассуждает Илья Кузнецов и замечает, что работа над полным метром займет не меньше двух лет.
Первый сезон
Осенью будут готовы 52 серии двух сезонов мультсериала «Спиной к спине». Цифра что надо, поскольку телеканалы хотят именно такой объем материала, чтобы показывать его в течение года по одной серии в неделю. И удерживать зрителя.
— Первое, что спрашивают прокатчики: «Какая у вас библиотека?». Когда слышат, что есть 52 серии, то у сериала появляются все шансы на показы, — говорит продюсер «Мечталета».
Приключения веселых рюкзачков уже увидели маленькие телезрители четырех стран — кроме России это Беларусь, Казахстан и Китай. Недавно начались трансляции в Таиланде. Первый сезон сериала крутят детские телеканалы и онлайн-кинотеатры, представлен он и на стриминговых платформах. На YouTube-канале мультика уже более 33,8 миллиона просмотров.
Ведутся переговоры с турецкими дистрибьюторами, подписан контракт с компанией NBC на трансляцию сериала в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
— Сегодня сериал переведен на четыре языка. Надеемся, что к концу этого года «Спина к спине» будет продублирован на десяти, — отмечает Илья Кузнецов.
Помощь в переводах мультфильма и продвижении его за рубеж оказывает краевой центр поддержки экспорта в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт».
— С «Мечталетом» мы начали взаимодействовать в 2020 году, когда шла работа над первым сезоном. В 2021-м специалисты студии прошли обучение на семинарах, посвященных внешнеторговой деятельности. Мы обеспечили перевод презентационных материалов, поиск партнеров за рубежом и подготовку внешнеторгового контракта. В итоге был подписан договор на трансляцию первого сезона мультсериала в КНР, — говорит директор АНО «Центр поддержки экспорта Хабаровского края» Михаил Сергиенко.
В ноябре студию анимации из Хабаровска представят в Дубае на международной выставке. Дизайн-проект выставочного стенда, расходы на аренду площадей, а также подготовку сувенирной продукции студии взял на себя центр.
Мультик по-приморски
Хабаровские мультипликаторы говорят, что у них нет конкурентов в ДФО. Между тем во Владивостоке маленькая студия «Про.свет» весной этого года выпустила анимационный мини-сериал «Песнь Севера», посвященный культуре коренных народов Дальнего Востока.
Всего вышло пять 10-минутных эпизодов, которые можно найти в интернете. Маленькие брат и сестра путешествуют во времени с помощью оберега-солнышка и оказываются в гостях у ненцев, нанайцев, нивхов и эвенов. Приморским этот сериал является только концептуально — во Владивостоке придумали идею и написали сценарий и записали озвучку героев. Рисовали мультик художники из других городов, которые работают на аутсорсинге. Впрочем, та же история и в Хабаровске, где сериал о рюкзачках создает команда из 200 человек и только десять процентов из них хабаровчане.
«Песнь Севера» создавался на грант Президентского фонда культурных инициатив. Три миллиона рублей — хорошее подспорье, но их не хватит на производство полнометражного фильма, поскольку одна серия стоит примерно миллион.
— Была идея создать мультипликационную студию здесь во Владивостоке для детей, и частично мы ее реализовали. У нас есть стационарная студия для записи голосов, где мы проводим прослушивания, куда приглашаем актеров озвучки. Но рисуются и анимируются серии не здесь — для этого требуются профессионалы высокого уровня, — рассказала режиссер и сценарист Екатерина Арефьева.
У каждой серии есть субтитры на языке народа, о котором снят сюжет. В компании, которой принадлежат права на «Песнь Севера», говорят, что есть планы продолжить выпуск сказочной анимации.
Творчество плюс монетизация
— Мы очень надеемся, что креативная индустрия заработает по-настоящему, когда начнет подключаться бизнес. Что такое креативные индустрии? Это творчество плюс бизнес, монетизация творчества. Когда сделанное творцами начинает интегрироваться в бизнес. И чем больше будет коллабораций, тем быстрее будут развиваться креативные индустрии, — уверен Илья Кузнецов.
По его словам, Дальний Восток находится в самом начале пути. Если на западе страны подобных коллабораций и контрактов уже много и это для всех понятная модель взаимодействия, то здесь все не так. Производители начинают обращать внимание на творческую составляющую, но у них пока стадия отрицания. До стадии принятия еще нужно дойти.
Но, с другой стороны, может быть, мультяшным рюкзачкам нужно стать по-настоящему популярными? На днях из Китая в Хабаровск прибыла первая партия детских рюкзачков — в точности таких же, как в «Спина к спине», тестовые образцы. Студия зарегистрировала товарные знаки в России и в Китае — бренд и визуал.
— Рынок для мерчендайзинга огромный, а маркетплейс — самый удобный вариант распространения товаров со склада в Хабаровске. У бренда должна быть перспектива монетизации, иначе лучше в этот проект не заходить, — говорит продюсер. — Мы стартуем с лицензионной программой здесь в регионе, пробуем работать с местными производителями, предлагаем использовать наш бренд в разных группах товаров. Движемся маленькими шажочками, потому что бизнес у нас еще не сталкивался с лицензионными договорами, роялти — это для них абсолютно новые вещи, непонятные.