Картина дняПолитикаЭкономикаОбществоПроисшествияСВОФинансыСпортВфокусеПогодаКурсыСделано в России

Священник рассказал о значении трех грядущих «спасов» в церковном календаре

14 августа,новости Молдовы,источник: РИА Новости

МОСКВА, 14 авг — РИА Новости. Три «спаса» — церковных праздника, посвященных Спасителю, встречает Церковь в ближайшие недели, эти праздники связаны с освящением урожая, хотя изначально к сельскому хозяйству отношения не имели, рассказал РИА Новости клирик столичного храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский.

Священник рассказал о значении трех грядущих «спасов» в церковном календаре
Источник: © РИА Новости

Три спаса

В Русской православной церкви с 14 по 27 августа держат двухнедельный пост, названный Успенским — в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы (отмечается 28 августа). Отец Максим напомнил, что кроме праздника Успения в Церкви в ближайшие недели встретят еще три, которые в народе именуются «спасами», потому что посвящены Спасителю. Первый из них — праздник Изнесения честных древ животворящего креста Господня, который называется в народе Медовым спасом (14 августа). Далее — праздник Преображения Господня или Яблочный спас (19 августа). А на следующий день после Успения Богородицы, то есть 29 августа, встречают третий спас — ореховый, или в церковном календаре — праздник перенесения Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

«Три этих спаса оказались связаны с традицией освящения урожая, хотя изначально к сельскому хозяйству отношения не имели. Например, праздник Изнесения креста Господня исторически связан с эпидемиями. Преображение Господне — о евангельских событиях земной жизни Иисуса Христа. В третий спас верующие вспоминают перенесение нерукотворного образа (убруса) Господа из Едессы в Константинополь», — сказал священник.

Однако, добавил он, исторически большие церковные праздники дополнялись народными традициями. «В данном случае — это еще дохристианская библейская традиция — начатки урожая, то есть первые плоды, посвящать, приносить Богу. И она нашла отражение в народной жизни христиан. Люди торжественно собирались в храме и приносили в благодарность Господу то, что имели — мед, виноград и так далее», — сказал отец Максим.

Он отметил, что слова «посвящать» и «освящать» однокоренные, «а в народном, деревенском языке в России были синонимами». «Продукты приносили в храм, жертвовали Господу, а дальше, например, раздавали бедным или на содержание духовенства. Сейчас есть другая, скорее городская традиция, когда продукты (например, купленные в магазине) освящают в храме для себя и забирают домой», — рассказал протоиерей.

Эпидемия и мак

Первый спас, праздник Изнесения честных древ животворящего креста Господня, посвящен исторической традиции Византии. «Конец августа — было время эпидемий, поветрий. Чтобы как бы это все предотвратить по улицам Константинополя устраивали крестные ходы с тем самым крестом, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. В наше время по традиции в середину храма торжественно выносят крест. Также в этот день освящают воду, священники окропляют всех святой водой», — пояснил отец Максим.

В народной же традиции первый спас стал именоваться медовым, а в южных районах — маковым или маковеем. «На ту же дату приходится день памяти мучеников Маккавеев, живших еще до Рождества Христова. Но звучит-то как, и поэтому там, где мак растет, его освящали. Такое название праздника распространено на Украине, в Молдавии, у нас в южных областях. А там, где мак не растет, он больше известен как Медовый спас», — рассказал Первозванский.

К празднику Преображения Господня (19 августа) «приурочен» сбор винограда. «Первые гроздья положено было приносить в храм и посвящать их Господу. В нашем климате вместо винограда — яблоки, оттуда и название — яблочный спас. С ореховым спасом логика такая же», — заключил собеседник агентства.