Зангезурский коридор: как политика влияет на важный транспортный маршрут

Зангезурский коридор, который также называют Сюникским коридором — это 40-километровый участок местности в Армении, разделяющий основную часть Азербайджана и его эксклав, Нахичеванскую народную республику (НАР). Рассказываем, как, когда и почему появилось это географическое наименование, и чем оно так важно.

7 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Основная информация о Зангезурском коридоре
  2. 2.
    Где находится Зангезурский коридор на карте мира
  3. 3.
    Какой стране принадлежит Зангезурский коридор
  4. 4.
    Описание Зангезурского коридора
  5. 5.
    История Зангезурского коридора
  1. 6.
    Стратегическое значение Зангезурского коридора
  2. 7.
    Интересные факты о Зангезурском коридоре
Развернуть
Яна Полякова
Автор Новости Mail
1

Основная информация о Зангезурском коридоре

Источник: Зангезурский коридор

Зангезурский коридор расположен на юге Армении, в Сюникской области, граничащей с Ираном. Этот узкий перешеек разделяет основную территорию Азербайджана и Нахичеванской народной республики, его эксклава (удаленного географически региона).

Основные точки маршрута
Агбенд — Мегри — Ордубад
Какие страны соединяет
Россия, Азербайджан, Армения, Турция
Виды сообщения
Железная дорога, автомобильная трасса
Длина
40 км

Власти стран планируют проложить здесь международную железнодорожную и автомобильную магистрали для сухопутного сообщения между азербайджанскими Баку и Нахичеванью.

2

Где находится Зангезурский коридор на карте мира

Зангезурский коридор расположен на территории Сюникской области Армении, между поселком Агбенд в Азербайджане, городами Мегри — в Армении и Ордубад — в НАР.

С помощью железной и автомобильной дорог, которые здесь планируют построить, коридор соединит российский Дербент через азербайджанские Баку и Горадиз, а Джульфу и Нахичевань — с турецкими Ыгдыром и Карсом.

3

Какой стране принадлежит Зангезурский коридор

Географически Зангезурский коридор принадлежит Армении. Зангезуром называли историко-географическую область Восточной Армении, которая располагалась на склонах одноименного хребта. В эту территорию входил и Сюник, с 1813 года относившийся к Российской империи.

Во времена СССР территория Зангезура охватывала земли современного Азербайджана и современной Армении.

4

Описание Зангезурского коридора

Зангезурский коридор проходит через Зангезурский хребет в южной части Малого Кавказа. Условный участок автомобильной и железной дорог протяженностью в 40 км планируют построить в обход Нагорного Карабаха.

Местность обладает сложным горным рельефом, где есть высоты от 1000 до 3904 м. Строительство транспортной инфраструктуры в регионе также может быть затруднено из-за крутых долин реки Аракс и ее притоков, которые протекают по границе с Турцией и Ираном.

В этой местности преобладает умеренно-континентальный климат с холодными зимами и жарким летом. Обильные снегопады в высокогорных районах могут осложнять транспортное сообщение.

5

История Зангезурского коридора

Зангезурский коридор появился после подписания 9 июня 2020 года соглашения между Арменией, Азербайджаном и Россией о прекращении огня. Когда завершилась Вторая Карабахская война, президент Азербайджана Ильхам Алиев снова поднял вопрос о возрождении сухопутного транспортного сообщения с Нахичеванью, предложив проложить дорогу через Сюникскую область Армении. Так появился термин, который получил политическое значение и дал название международному транспортному проекту.

Сама концепция коридора, соединяющего основную территорию Азербайджана с НАР, появилась еще в 1994 году — после Первой Карабахской войны. Тогда ее инициаторами выступали и Азербайджан, и Армения. Обе республики хотели восстановить сообщение, которое совершалось по автотрассе и Закавказской железной дороге — последнюю разобрали во время вооруженного конфликта.

В 90-е до подписания соглашения по концепции дело не дошло. Тогда азербайджанский парламент заблокировал договоренность, по которой Карабах передавался Армении, и та собралась создать транспортный пут до Нахичевани по своей территории.

Сейчас в Армении боятся, что Азербайджан под предлогом развития логистического проекта и строительства дорожной инфраструктуры заберет земли Сюникской области и отрежет юг страны от Ирана. Армянские власти выступают даже против названия «Зангезурский коридор» из-за его политического подтекста.

6

Стратегическое значение Зангезурского коридора

Зангезурский коридор — проект глобального стратегического значения. Благодаря географическому положению его можно сделать частью проекта «Средний коридор»: он соединит Европу с Китаем через Турцию и страны Средней Азии.

Для Азербайджана инфраструктурный потенциал этого участка позволит восстановить прямой наземный путь с НАР и сэкономить на субсидировании авиаперелетов между разделенными Нахичеванью и Баку. Также для Баку упростится доступ на территорию Турции, что благотворно скажется на торговле и снимет проблему издержек при транзите газа через Иран.

Турции строительство транспортного коридора в Сюнике позволит выйти по суше напрямую к Каспийскому морю и улучшит сообщение с тюркоязычными регионами Средней Азии. Кроме того, Анкара еще больше усилит свое влияние в качестве транспортного узла между Европой и Азией.

Возможности Зангезурского коридора дают Армении шанс на серьезный рост экономики за счет открытия нового торгового маршрута с Ираном через Нахичевань.

Вместе с тем при реализации концепции логистического маршрута по азербайджанской версии и Армения, и Иран рискуют потерять контроль над логистическими потоками через Закавказье. Также вероятно снижение их геополитического веса в регионе.

Россия с появлением транспортной магистрали в коридоре получит автомобильный путь в Армению и Турцию, минуя Грузию. Железнодорожное сообщение с Арменией и Турцией станет короче на 200 км. Но геополитическая роль РФ в Закавказье, вероятно, снизится.

7

Интересные факты о Зангезурском коридоре

Собрали необычные факты об этом месте.

1. В средние века через земли Зангезура проходили важные торговые маршруты из Персии в Европу.

2. Сейчас из Азербайджана в Нахичевань можно добраться либо на самолете, либо наземным путем через Иран. Из Баку этот путь составляет 576 км.

3. Для удобного прохождения коридора, который расположен на местности со сложным рельефом, придется прокладывать тоннели через горные хребты.

4. В качестве альтернативы Зангезурскому коридору рассматривается Аразский коридор. Он должен пройти до Нахичевани через иранскую территорию вдоль реки Араз. Его маршрут включает азербайджанский Агбенд, иранский Калалех, нахичеванскую Джульфу и составляет 107 км.

5. К июлю 2025 года азербайджанская часть железной дороги для проекта готова на 63%, а автомобильная практически завершена. Турки планируют закончить свою часть проекта в течение пяти лет. Армянская часть коридора пока не согласована.