Собор был фактически обречен
Деревянные перекрытия и отсутствие системы пожарной изоляции помещений
Первая проблема: как построены старые церкви. Это тяжелая конструкция из деревянных балок с большими открытыми пространствами и очень малым количеством (если таковые вообще были в соборе) огнеупорных точек. Огнеупорные точки — это пассивная система защиты от огня, которая состоит из различных компонентов и нужна для того, чтобы изолировать проемы в здании.
Сложная форма кровли, которая не позволила проложить пожарную вентиляцию
В пожаротушении есть такое понятие, как вскрытие кровли для прокладки вентиляции, которая не дает огню распространяться. Учитывая форму кровли собора и повышенную сложность пожара, эта опция была недоступна.
Слишком большая для пожарных рукавов и лестниц высота здания
Даже если бы удалось протянуть пожарные рукава и лестницы к линии кровли, было бы трудно создать такой угол, чтобы вода попала на пламя — это слишком высоко. Это значит, что огнеборцы должны были находиться внутри здания, чтобы видеть, куда направлять пожарный рукав. И тут у них возникли бы две новые проблемы.
Техническое оснащение не рассчитано на пожар в таких условиях
Но при работе внутри здания пожарные столкнулись бы с другой проблемой. Основное средство пожаротушения — это большие 2,5-дюймовые пожарные рукава. Они тяжелые, не маневренные и против такого огня, какой был в соборе, неэффективны.
Опасность, что внутри горящего собора остались посетители или сотрудники
Тушение пожара изнутри здания — операция повышенной опасности, так как вокруг пожарных будет падать кровля, и это не легкая гибкая черепица, а тяжелые деревянные конструкции. При этом на момент тушения пожара было не известно наверняка, все ли сотрудники и посетители покинули горящий собор.
Остановить горение в старой церкви привычными для пожарных способами невозможно
Фавр напомнил, что представляет собой процесс горения. Для него требуются кислород, топливо, высокая температура и последовательность химических реакций. Если удалить одно из этих условий — изъять топливо, охладить конструкцию, прервать доступ кислорода, помешать химическим реакциям, — то горение прекратится.
Изъять топливо не получится: в старых церквях слишком много вещей, которые хорошо горят. Охладить объект не получится — пламя уже слишком сильное. По этой же причине химические реакции не остановить.
Остается кислород.
Но даже если бы крыша не прогорела, в старых церквях практически невозможно контролировать вентиляцию. Их внешний вид предполагает открытое пространство и воздушность — прекрасно для воскресного богослужения и сущий кошмар для борьбы с огнем.
Наконец, опасность представляют нехарактерные для старых церквей материалы, которыми укрепляли собор в процессе реставрации. Это материалы, которые могут быть взрывоопасны, несовместимы с потоками воды, материалы, выделяющие вредные вещества.
Необходимо было предотвратить полное обрушение здания
В конце концов, когда огонь распространился до такой степени, надо заранее подумать о возможном обрушении всей конструкции. Потому что крыша и шпили все равно
В этой связи Грег Фавр отмечает, что наилучшим сценарием для
А была ли в соборе система пожарного оповещения
Пользователи российского форума пожарных, в свою очередь, отметили, что в большинстве европейских храмов и соборов стоят довольно примитивные системы оповещения. Европейская альтернатива системы пожарной сигнализации для церквей и соборов — это ручной извещатель со встроенным звуковым сигнализатором и системой передачи извещений. Все вместе выглядит как советский радиоприемник.
А вот системы автоматического тушения, которая могла бы справиться с возгоранием, как только оно возникло, точно не было — в старинных храмах такие вещи не устанавливают.
«Сохранится ли историческая ценность таких объектов и будет ли дано согласие работников культуры, если такие объекты по всему объему оснастить робототехническими системами АУПТ (автоматическими системами пожаротушения. — Прим. ред.). А как к ним подводить ОТВ (огнетушащее вещество. — Прим. ред.), не нарушив внутренний и внешний декор. Так во время производства всяких реставрационных работ возможности у этих установок будут ограничены, — пишет пользователь под ником ФПБ. — А теперь посмотрите на все наши отечественные музеи, они просто голенькие стоят и ждут своего часа, чтобы уйти в небытие. Попробуйте поговорить на эту тему хоть с одним нашим музейным работником. Он моментально постарается уйти от этой самой больной проблемы на
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»