Что такое Панамский канал
Панамский канал — одно из крупнейших и наиболее важных судоходных сооружений, созданных человечеством. Ежегодно по этому транспортному коридору, который открылся более 100 лет назад, перевозят сотни миллионов тонн грузов. Наряду с Суэцким каналом он стал одной из главных транспортных артерий мира.
Где находится Панамский канал на карте мира
Для лучшего понимания важности канала для мирового судоходства стоит увидеть его расположение на мировой карте.

Длина и ширина Панамского канала
Длина канала от глубокой до глубокой воды составляет 81,6 км при минимальной ширине в 150 м. Ширина камер шлюзов достигала при этом 33,5 м.
Заходя в канал со стороны Атлантики, суда поднимаются по шлюзам в искусственное озеро Гатун, сооруженное при помощи плотин на реке Чагрес. Затем путь лежит через 12-километровую Кулебрскую выемку и шлюзы Педро-Мигель в озеро Мирафлорес. И только после этого, минуя последние двухступенчатые шлюзы, корабли попадают в Панамский залив. В среднем на прохождение сооружения необходимо 7—8 часов.
В 2007 году началась модернизация канала, завершившаяся летом 2016 года. Специалисты увеличили ширину шлюзов до 55 м, а глубину прохода — до 18 м. В результате масштабной реконструкции пропускная способность Панамского канала выросла с 300 до 600 млн тонн в год, а проход стал пригоден для танкеров и газовозов с водоизмещением до 150 тысяч тонн.
Какие океаны соединяет Панамский канал
Канал пересекает Панамский перешеек с севера на юг с небольшим уклоном к востоку, соединяя Атлантический и Тихий океаны.
У атлантического входа в канал находятся порты Кристобаль и Колон, на тихоокеанском берегу — Бальбоа и Панама. Благодаря сооружению корабли из Карибского моря попадают в Тихий океан за считанные часы, тогда как раньше на такой путь уходили месяцы.
История Панамского канала: кто построил важный судоходный путь
Первым Панамский перешеек пересек в 1513 году испанский исследователь Васко Нуньес де Бальбоа. И сразу же возникли первые планы по строительству канала, который мог бы соединить два океана.
В ту эпоху добраться из Атлантического океана в Тихий можно было только одним путем — через Магелланов пролив, расположенный у южной оконечности Южной Америки. Этот путь был длинным и рискованным, ведь погода вокруг мыса Горн отличается непредсказуемостью.
В XIX начался активный рост международной торговли, в связи с чем вопрос о создании межокеанского канала вновь стал актуальным. Открытие золотых месторождений в Калифорнии вызвало в США повышенный интерес к проблеме транспортных перевозок, однако Великобритания несколько охладила экспансию США, заключив в 1850 году соглашение Клейтона — Булвера о гарантии нейтралитета и безопасности канала.
В течение всего столетия специалисты рассматривали два варианта строительства канала: через Никарагуа и через Панаму, которая тогда была частью Колумбии. Победил второй вариант, и за устройство сооружения 1879 году взялись французы, работавшие ранее над Суэцким каналом в Египте. Однако из-за инженерных недоработок, высокой смертности рабочих и проблем в управлении компания обанкротилась. В 1889 году все работы остановились.
Примерно в это время власти США снова проявили интерес к каналу. В Колумбии как раз завершилась гражданская война, в стране сложилась непростая политическая обстановка. Американцы, прекрасно понимая стратегическое и экономическое значение этого судоходного пути, купили в 1902 году у французов право на продолжение его строительства.
В январе 1903 года США попытались заключить договор с Колумбией, но соглашение отверг парламент последней. Тогда американцы спровоцировали отделение Панамы от Колумбии, пообещав сепаратистам военную поддержку. В итоге страны подписали договор Хэя — Бюно-Варийи, и Панама получила независимость. Так Штаты получили бессрочную концессию на строительство канала и полный контроль над полосой земли шириной в восемь километров с каждой стороны водного пути.
Строительство шло быстрыми темпами, и в 1914 году по каналу прошел первый пароход. Однако официальное открытие объекта провели только в 1920 году, так как сошедший оползень привел к незапланированным дополнительным работам.
Влияние Панамского канала на мировую экономику
Несмотря на совершенствование технологий и улучшение логистических цепочек, Панамский канал сохраняет свою значимость и сегодня. На то есть ряд причин:
- Быстрый путь между океанами. Сооружение позволяет избежать прохода вокруг опасного мыса Горн, делая путешествие более быстрым и безопасным. Особенно актуален канал для США: он сократил дорогу от восточного до западного побережья страны с 22,5 тысячи км до 9,5 тысячи км.
- Снижение стоимости перевозок. Канал значительно удешевил доставку во многие страны Тихоокеанского региона. Основная часть грузов приходится на США (71,5% грузов), Китай и Японию. Это не только позволило потребителям получить товары по более низким ценам, но и привело к усилению конкуренции на рынке.
- Стимулирование торговли. Наличие удобного морского пути облегчает торговлю Европы со странами Азии и Америки. После модернизации он способен пропускать танкеры с нефтью и газом, что способствует росту энергопотребляющих производств и экономики в целом. С момента постройки сооружения в среднем за год через него проходит 2,5% мировой морской торговли, в том числе около 40% контейнерных перевозок США.
- Развитие экономики Панамы. Использование канала приносит стране огромные доходы и обеспечивает работой тысячи людей. После обновления сооружения Панама получает сборами более 2,5 млрд долларов в год, а с увеличением числа крупных судов сумма будет только увеличиваться.
- Стратегическое значение. Канал подтвердил свою военную значимость еще во время Второй мировой войны, также он активно использовался США для поставок амуниции и припасов войскам в Корее и Вьетнаме. И даже после передачи прав Панаме американские власти сохранили за собой право на проход через канал военных судов.
Кому принадлежит Панамский канал в настоящее время
Многие годы контроль над Панамским каналом осуществляли власти США, его обслуживали тысячи американцев, которые жили в особой зоне около сооружения. Но подобное использование водного пути разделило Панаму на две части, что вызвало недовольство среди местного населения.
Негативное отношение к американским властям со временем только увеличивалось: постепенно оно переросло в мирные протесты, а потом и в столкновения с полицией. В январе 1964 года протестующие организовали антиамериканское шествие, которое превратилось в побоище с многочисленными погибшими и ранеными. Это событие получило в Панаме название «День мучеников» и стало отправной точкой для пересмотра отношений страны с США.
В 1977 году представитель Панамы Омар Торрихос и президент США Джимми Картер подписали договор о передаче Панамского канала и соглашение о его постоянном нейтралитете и управлении. По этим документам с 31 декабря 1999 года Панамский канал полностью перешел под юрисдикцию Панамы. Для управления сооружением при правительстве страны создали специальную государственную организацию — Администрацию Панамского канала.
Почему Трамп хочет отнять Панамский канал
В декабре 2024 года вновь избранный президент США Дональд Трамп выразил в соцсетях недовольство слишком высокими сборами, которые вынуждены платить американские суда за проход через Панамский канал. Он пригрозил, что Соединенные Штаты могут настоять на возвращении контроля над судоходным путем. Можно отметить и другие причины, почему республиканец заинтересовался сооружением:
- этот водный путь имеет важное стратегическое значение для перевозок всех видов грузов, особенно в Тихоокеанском регионе;
- Соединенные Штаты — крупнейший пользователь канала, через него проходит около трех четвертей товаров страны. Поэтому высокие сборы за проход приводят к большим расходам;
- Дональд Трамп уже давно называет Китай главным конкурентом США. Новый президент опасается, что Панамский канал может попасть под контроль Пекина. Более того, китайские компании уже стали владеть некоторыми портами на этом судоходном пути.
Как мир отреагировал на интерес Трампа к Панамскому каналу
Высказывания Дональда Трампа по теме Панамского канала пока не получили поддержки со стороны властей США. Сооружение многие годы имеет статус международного, и акваторию используют не только на основе местных законов, но и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Поэтому попытка вмешательства в суверенитет Панамы со стороны Соединенных Штатов может стать нарушением этих правил.
Министр иностранных дел Панамы Хавьер Мартинес-Ача Васкес заявил, что между вновь избранным президентом США Дональдом Трампом и властями страны пока не было каких-либо контактов, в том числе и по поводу канала: «Канал принадлежит панамцам и останется таковым».
Такие же мысли высказал и глава Панамы Хосе Рауль Мулино, который 9 января 2025 года принял участие в памятной церемонии на День мучеников. Он заявил: «Ничто и никто не может пытаться подорвать эту политическую реальность Панамы. Сегодня перед лицом всего мира Панама на сто процентов суверенна на своей территории, и канал был и останется панамским».
Европейские лидеры тоже негативно отреагировали на слова избранного президента США. В заявлении для прессы канцлер Германии Олаф Шольц указал на недопустимость каких-либо изменения границ стран при помощи силового вмешательства.
В Российской Федерации внимательно следят за дискуссией, развернувшейся после высказываний Трампа. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что в Кремле считают это вопросом отношений Вашингтона и Панамы, и заниматься его разрешением должны именно они.
Мнение эксперта
Своим мнением о ситуации поделилась эксперт в области политических коммуникаций, медиатехнолог Анна Богачева. По ее словам, Панамский канал для США — это не только один из самых важных судоходных путей, но и объект политических интересов. Причин повышенного внимания к нему может быть несколько:
- Трамп — бизнесмен. Неслучайно свои заявления о правах на Панамский канал он начал с требований уменьшить, по его мнению, неоправданно завышенные сборы за использование канала. Трамп заинтересован в финансовой стабильности США, прекрасно понимая, что расходы в его президентство будут немалые. Так почему бы не сэкономить там, где это возможно?
- Трамп активно заполняет медийное пространство. Работая в основном на внутреннюю аудиторию, команде республиканца важно максимально сохранять его присутствие в информационном поле в позитивном ключе, удовлетворяя запросы избирателей. Сторонники Трампа должны быть уверены, что выбор они сделали правильный.
- Трамп отлично понимает военную значимость Панамского канала и озабочен интересом к нему с китайской стороны. Несмотря на то, что Трамп — жесткий политик, именно во время его прошлого правления Соединенные Штаты не участвовали ни в каких войнах. При этом со времени прошлого президентства в мире несколько раз была продемонстрирована несостоятельность тезиса о возможности решения любых международных ситуаций путем переговоров. Трампу важно демонстрировать свою решительность, чтобы не выглядеть в международном поле слабее остальных.
«Так или иначе, Трамп следует своему же собственному лозунгу “Make America Great Again” и демонстрирует готовность действовать радикально. Интересно, что в последние десятилетия Америка активно применяла свою военную силу для решения геополитических задач, но в основном не претендовала на расширение своей территории или получение полного контроля над отдельными географическими объектами. Возможно, в это президентство Трамп решил пойти по другому пути», — подчеркнула эксперт.
Интересные факты о Панамском канале
Нашли необычную информацию о канале, о которой мало кто знает.
Очень давний проект | Идея строительства канала возникла еще в XVI веке, когда перешеек открыл испанец Васко Нуньес де Бальбоа |
«Проклятая» стройка | При возведении канала погибли порядка 20 тыс. человек. Стройка приобрела дурную славу: появились слухи, что иностранные рабочие привозили вместе с вещами еще и гробы |
Не только полезно, но и красиво | Панамский канал привлекает множество туристов, а на его берегах расположено множество смотровых площадок |
Большой трафик | За сто лет работы через канал прошло более миллиона кораблей |
Список источников
1. 10 лет в канале: завершено расширение Панамского канала. Инженерная защита. 2016.
2. Early Plans. Официальный сайт Панамского канала.
3. Хованов А. Долгий путь Панамского канала. Наука и жизнь. 2011.
4. News Analysis; Panama Canal's Value; Some in Military Insist It Still Has Major Strategic Importance for U.S. The New York Times. 1964.
5. The Panama Canal and the Torrijos-Carter Treaties. Office of the Historian, Foreign Service Institute, United States Department of State.
6. Vento S. Trump: Panama will lose control of canal if it continues to «rip off» US. The Hill. 2024.
7. Swanson А. Trump’s Falsehoods Aside, China’s Influence Over Global Ports Raises Concerns.The New York Times. 2025.
8. Del Mar J. Canciller Javier Martínez-Acha reacciona ante nuevas advertencias de Donald Trump. ECO TV Panamа. 2025.
9. Jaеn V. Mulino reitera que el Canal de Panamá es y seguirá siendo panameño. ECO TV Panamа. 2025.
10. «Die Unverletzlichkeit von Grenzen ist ein Grundprinzip des Völkerrechts». Presse- und Informationsamt der Bundesregierung. 2025.
11. В Кремле следят за дискуссией вокруг Панамского канала. ТАСС. 2025.
Эксперт: Анна Богачева, специалист в области политических коммуникаций, медиатехнолог