Таинственный свиток из Англии пролил свет на христианскую реликвию

Он никогда не изучался и не публиковался полностью. Только недавно ученые получили доступ к загадочному артефакту.

Ученые в Великобритании впервые изучили почти недоступный молитвенный свиток начала XVI века, который тесно связан с христианской реликвией — фрагментом Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Свиток, датированный 1505−1535 годами, является изысканным примером иллюминированной рукописи. Так называют рукописные средневековые книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами. Долгое время он находился в частных коллекциях, ненадолго появившись на рынке в 1960-х и 1970-х годах, после чего снова стал недоступен для исследователей.

Свиток никогда не изучался и не публиковался полностью. Только недавно ученые получили доступ к загадочному артефакту и опубликовали первое его подробное описание.

Состояние свитка показало, что им пользовались часто — не только читали, но и целовали как реликвию. То, что он сохранился в неплохом состоянии, ученые назвали небольшим чудом.

Свиток тесно связан с Бромхольмским монастырем в Норфолке, аббатством, основанным в начале XII века. Сегодня от монастыря осталось лишь несколько руин, но когда-то Бромхольм был очень известным центром паломничества.

Дело в том, что в монастыре хранился фрагмент Животворящего Креста, на котором, как верят христиане, был распят Иисус Христос. Он был заключен в знаменитое распятие Бромхольма, известное как Бромхольмский крест, ныне утерянное.

Молитвенный свиток, который, как считается, был написан в Бромхольме, изображает распятие, а также гвозди, которыми были пробиты руки Иисуса во время казни, терновый венец и раны Христа. Иллюстрации помогают историкам узнать, как выглядела знаменитая реликвия.

По словам историков, свиток иллюстрирует мировоззрение жителей XVI века, в сознании которых христианские верования перемешались с народными, а молитвы воспринимались как своеобразные заклинания против врагов и дьявольских сил. Это были «полухристианские чары», в которых свиток служил руководством.

Сам же формат иллюстрированного свитка был не таким дорогим в производстве, как переплетенные книги с обложками.

Анна Лысенко

Контент недоступен