«Как вы знаете, Минэнерго вчера опубликовало проект решения об изменении цен на бензин и дизельное топливо. Это непростое решение, но мы вынуждены такое решение принимать. Если сейчас этого не сделать, то уже в ближайшее время мы столкнемся с нехваткой топлива», — подчеркнул Смаилов.
Он отметил, что в Казахстане очень высокий уровень потребления ГСМ — в год на душу населения потребляется 370 литров топлива.
По его словам, в России эта цифра составляет 225 литров, в Кыргызстане — 98 литров, а в Узбекистане — 44 литра.
При этом уровень потребления в основных секторах экономики Казахстана сильно не изменился.
«Это связано с ростом объемов вывоза ГСМ в соседние страны транзитным транспортом и в виде “серого” экспорта. При том, что реальное потребление в основных отраслях экономики республики практически не изменилось», — объяснил премьер-министр.
Тем не менее Алихан Смаилов заверил, что государство принимает все меры для увеличения производства ГСМ. Он подчеркнул, что в прошлом году в Казахстане был произведен рекордный объем дизельного топлива — 5,2 млн тонн. При этом в целом за последние 5 лет производство бензина выросло на 70%, а дизтоплива — на 33%.
Как заявил премьер, НПЗ Казахстана работают на пределе своих мощностей, однако страна постоянно сталкивается с рисками нехватки ГСМ. Он повторил, что основным фактором вывоза и дефицита являются низкие цены на ГСМ в Казахстане, так как в России дизель стоит дороже на 45%, в Кыргызстане — на 64%, в Узбекистане — в 2 раза.
"Если не сокращать диспаритет цен с уровнем цен соседних стран, то мы столкнемся с дефицитом того же дизтоплива в объеме 850 тыс. тонн по текущему году.
Получается, что наше дешевое топливо работает не на наши национальные интересы, а работает на экономики соседних стран. Поэтому для стабилизации ситуации на рынке ГСМ мы должны сократить разницу в ценах с соседними странами. Это позволит уменьшить отток нефтепродуктов из страны и обеспечить потребности рынка. Иного пути у нас нет", — отметил Смаилов.
Предельные цены на бензин и дизтопливо в Казахстане
Напомним, что вчера Болат Акчулаков заявил, что в стране планируется поднять предельные розничные цены на бензин АИ-92, АИ-93 и дизель.
По словам министра, цены на бензин марки АИ-92 и АИ-93 планируется повысить со 182−187 тенге до 205 тенге за литр. Подорожание составит 11%. При этом цена на дизель поднимется до 295 тенге за литр.
Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230 до 260 тенге — в среднем, рост 20%", — объяснял он.
Кроме того, в конце марта стало известно о том, что Министерство энергетики планирует установить предельные оптовые цены на бензин и дизтопливо в Казахстане. Согласно документу, опубликованному ведомством:
- бензин марки АИ-80 будет стоить 93 161 тенге за тонну;
- бензин марки АИ-92 и АИ-93 — 193 649 тенге за тонну;
- дизельное топливо (летнее, межсезонное) — 236 156 тенге за тонну.
При этом еще летом прошлого года министр энергетики высказывался о том, что в некоторых регионах Казахстана возникает дефицит дизтоплива из-за того, что дизель несанкционированно вывозят за границу.
«Ценовой диспаритет по отношению к нам — это 230−260 тенге в Казахстане, а в соседних странах больше 400 тенге — 420−450 тенге за литр. К примеру, в Армении цена — более 700 тенге за литр», — говорил он.
Тем не менее зимнее дизельное топливо в среднем по Казахстану в феврале 2023 года стоило 631 тенге за литр. По сравнению с аналогичным месяцем прошлого года оно подорожало почти в два раза (на 82%).
Летнее дизельное топливо по итогам прошлого месяца стоило в среднем 241 тенге за литр. За год оно подорожало лишь на 2,6%, с 235 тенге.