Пока мастера сосредоточились на том, чтобы продать свои изделия (параллельно проходила ярмарка), в соседнем зале решали, как будет развиваться отрасль.
Ангар возможностей.
Выступление исполнительного директора «Ростех» Олега Евтушенко было, по его меткому выражению, радостным и благостным. Уход западных компаний с российского рынка открыл перед госкорпорацией «ангар возможностей».
«В 2007 г. создана наша корпорация. Если в первый год мы зафиксировали убыток 60 млрд. при выручке 511 млрд, то сейчас — к нашему 15-летию — с учётом увеличения оборонзаказа мы пришли к выручке 2 триллиона 100 млрд. Думаю, с учётом происходящего мы её увеличим раза в два к 2025 году. Успех налицо, — похвалился Олег Николаевич. — Вытащили предприятие. Спасли нашу военную промышленность. Более 50% техники на полях в зоне СВО — это техника, которую производит наша корпорация».
К 2025 году «Ростех» ставит задачу, чтобы каждый второй рубль зарабатывался в гражданской промышленности. Показатели комбината внушают надежду: если в 2013 году в Калининграде добывали 276 т янтаря сырца, то в прошлом году добыча достигла 500 т. А в следующем ожидается 630 т.
Олег Евтушенко рассказал, что в прошлом году комбинат создал классификатор балтийского янтаря (до этого был польский). Далее — по плану — предстоит разработка янтарного технического регламента на пространстве ЕАЭС и БРИКС. Поднял он ещё одну тему, в обсуждении которой охотно поучаствовали бы калининградские производители — маркировка янтарных изделий.
«С помощью технологии “блокчейн” можно отслеживать происхождение янтаря от карьера до конечного покупателя, поэтому сейчас активно думаем о том, чтобы маркировать. Это как раз таки ударит по нелегальной добыче. Мы и так навели здесь уже порядок — меньше стало нелегалов, которые раньше копали в открытую. А сейчас только ныряльщики остались — с ними сложнее бороться. Тем не менее, маркировка поможет и в этом плане нарастить и объём легального янтаря на рынках не только нашей страны, а прежде всего Китая и других рынках», — сообщил Евтушенко.
Откладывать идею в долгий ящик не собираются. Технология маркировки давно используется для других товаров, в частности «молочки», и в случае с янтарными изделиями её реально внедрить уже в 2024 году, несмотря на яростное противодействие поставщиков контрафакта. Помимо борьбы с нелегалами, ставится задача повышения качества готовой продукции.
Директор АО «Калининградский Янтарный комбинат» Михаил Зацепин уверен, что программа минимум по превращению Калининграда в мировую столицу янтаря уже выполнена.
«Ещё 5 — 6 лет назад считалось, что центр янтарной промышленности находится в Вильнюсе и Гданьске. Сейчас этот вопрос даже не поднимается. Даже слепому понятно, что Калининград это и есть мировой центр янтаря», — сообщил он.
На вопрос о том, что ещё не сделано, Михаил Зацепин вспомнил историю из прошлого: «Не так давно, около года назад, мне из нашего отдела принесли очень интересный документ, где показаны отчёты о поставках янтарных изделий в 46 стран мира. То есть наши предшественники (70-е, 80-е годы) могли настроить работу таким образом, чтобы готовые изделия продавались по всему миру. Причём, в достаточно серьёзных объёмах. Это не штуки, это тысячи изделий, которые поставлялись в Новую Зеландию, Канаду, Южную Америку, страны Персидского залива и юго-восточной Азию. Мы на сегодня, к сожалению, этим похвастаться не можем. Но потихоньку в этом направлении движемся. Это наша основная задача: брендовые магазины янтарного комбината должны появиться во всех странах мира. Я понимаю: мировая обстановка сложная, но есть много стран, которые поддерживают нас в той политике, которую мы проводим на международной арене».
На форуме Янтарный комбинат подписал соглашение о взаимодействии с китайской компанией Poly Gemstone Culture Industry Development Co., Ltd. В ближайшее время в Шанхае создадут мультибрендовый магазин, где будут продавать калининградские янтарные изделия.
«Когда китайская делегация приехала на форум, думали — будет речь идти о сырье. Но китайские товарищи меня поразили: их интересует полный перечень готовых изделий. Находясь здесь неделю, они опустошили все магазины, которые есть — в Светлогорске, Зеленоградске, в Калининграде. В некоторые мы были даже вынуждены со всех точек собирать товар», — рассказал Зацепин.
Заботы о хлебе насущном.
Если перед крупными корпорациями открыт ангар возможностей, то перед мелкими компаниями, похоже, закрывается даже окно.
«В этом году в очередной раз государство преподнесло нам “подарочек”: перевело отрасль с упрощенки на НДС. Это ещё раз ударило по производителю, да и по торговле, — говорит гендиректор “Сувениры Балтики” Василий Симонов. — Судя по майской выставке производителей янтаря, которая прошла в Москве, мы не досчитались больше 30% компаний. В феврале на крупнейшей выставке JUNWEX в Санкт — Петербурге увидели, что ряды коллег поредели наполовину. Причина всё та же. Многие ждали, что государство услышит наши чаяния и откажется вводить никому не нужное регулирование доходов в бюджет. Мы предлагали: сделайте дополнительный налог с продаж, но не НДС — это приведёт к увеличению цены на товар на 20%. За последнее время и так всё незаметно подорожало: аренда в магазинах, электроэнергия… Турист стал брать всё самое дешёвенькое, чтобы просто как сувенир увезти. Нововведение ударило сильно. Многие предприятия решили рискнуть и распродать остатки товара, чтобы затем уйти с ювелирного рынка. Всё идёт к тому, что в нашу область вновь повезут ювелирку из того же Еревана и Турции. Мы опять рушим свой рынок. Подкосили нас и УИНы (Авт.: индификаторы пользователя). Мы тратим сумасшедшие деньги, чтобы присвоить их изделиям. Закупили за бешеные деньги программы. И столкнулись с тем, что в регионах нет нормальных программистов, которые могут это всё настроить. За первое полугодие прошлого года я потратил 1 млн 200, чтобы оснастить 7 рабочих мест компьютерами, научить людей работать с программами. ГИС нас просто разоряет. Пока государство не услышит, что НДС вредит, развития не будет. Нас ждёт упадок. Хорошо, есть такие форумы, когда мы можем показать товар лицом, но этого мало».
Учредитель компании «Балтийские узоры» Александр Гуренко рассказал, что с введением в январе прошлого года НДС произошло удорожание продукции на 30%. Причём, налог лёг и на остатки, произведённые до Нового года.
«Желание покупателя приобрести ювелирное изделие разбивается о цену. Допустим, этот браслет стоил 6, а сейчас почти 10 тыс. руб. Украшения — не предмет первой необходимости, а удовольствие. Зачастую психологический барьер не позволяет выложить за него существенную сумму. Спрос просел, — говорит он. — Некоторые компании уходят с ювелирного рынка в бижутерный. Делают изделия из бронзы и латуни. Часть предприятий переориентируются на изготовление более дешёвой продукции. Сейчас это будет массово происходить. Делать дизайн хорошо, когда не думаешь о хлебе насущном; о том, как давать людям работу и зарплату».
Руководителя ООО «Янтарное сияние» Сергея Манчевского больше всего возмущает, что НДС нужно платить и на остатки товара с прошлых лет. Говорить о прибыли в такой ситуации не приходится, выплатить бы зарплаты сотрудникам. При том, что за перенастройки ГИС, 1 С и других навязанных производителям программ компания заплатила за прошлый год 1 млн 200 тыс. руб.
«Себестоимость товара и цены повысились, а покупательская способность снизилась, — говорит мой собеседник. — Мы изготавливаем ювелирные изделия ручной работы. Все крупные, соответственно и стоят они больше 3 −4 тыс. руб. А покупатель больше 2 тыс. платить не готов. Летом продажи увеличились — пошёл турист. Но с допандемийными годами не сравнить. Люди придерживают деньги из-за сложной обстановки в стране».
Если переход на НДС предприятия подкосил, то введение маркировки может добить. После того, как пленарное заседание форума «Вселенная янтаря» закончилось, новости об очередной спущенной сверху инициативе просочились в ряды участников ярмарки.
«Я случайно попал на это заседание. Янтарщиков там была пара человек. Остальные не знали, что в зале происходит. Мы офигевшие от этих новостей. Можно закрывать янтарный бизнес, — поделился впечатлениями предприниматель Максим Скороходов. — Маркировка станет большим ударом по всем маленьким производителям. Раньше, когда к нам приезжали иностранцы, покупали дорогие изделия, это нововведение ещё как-то было бы возможно. Сейчас мы делаем для российского покупателя более массовое, дешёвое. Экономим на всём. И в этой ситуации придётся к трём работающим дополнительно брать ещё двух, которые будут маркировать. Затраты на зарплаты сразу пойдут вверх. Будет невыгодно делать то, что востребовано российским покупателем. Надо искать зарубежных клиентов, готовых платить большие деньги за дорогие изделия. Промаркировать большое изделие ещё возможно, а вот бусики, брелочки — как раз то, что покупают приезжающие туристы, — нереально. Это может ударить по российскому туризму. При том, что все здесь стоящие работают на сырье комбината».
Художника Юрия Чащина я застигла в момент триумфа. На моих глазах он продал китайскому гостю за 170 тыс. руб. огромные интерьерные бусы весом 1 кг 700 гр. Полгода собирал для них янтарь.
«Маркировать надо единичные вещи с крупными камнями, иначе мы погрязнем, — говорит он. Создать комиссию, чтобы определила, что именно маркировать. Я считаю, следует танцевать от цвета янтаря. Всё белое — редкое. Понятно, что его много не бывает. И то от размера зависит. Вот мы сделали браслеты с белым камнем. Год готовились, год отбирали. Что каждую оливку будем маркировать? На мой взгляд, эта инициатива — борьба не с нелегальной добычей, а с производителями. Это же сколько хлопот прибавится! Я — художник, должен сидеть в цеху и делать вещи, а не заниматься этой ерундой. Взять, к примеру, эту янтарную мышку. Она 50 ₽ в рознице стоит, в опте — 25. И я должен каждую, допустим, на 200 ₽ замаркировать? Это просто смешно! Путин чётко сказал — не надо кошмарить малый бизнес, а эта политика идёт вразрез с этим утверждением».
Глас народа я донесла до Михаила Зацепина. Спросила напрямую: не хотите ли вы этой маркировкой убрать с рынка местного производителя?
«Это государственная политика. И она единственно правильная, — ответил Михаил Иванович. — Никого убирать с рынка мы не планируем. Наоборот считаем, предприятий должно быть больше. Коснётся тех, кто занимается нелегальным янтарём. Да, маркировка удорожает продукцию. Но что делать — у молочников она тоже стала дороже. Не согласен, что это конец мелкого бизнеса. Это возрождение отрасли — в открытости и прозрачности. Пусть предприниматели ищут покупателей за рубежом и продают им свои изделия».
В нынешней геополитической и экономической ситуации этот посыл звучит примерно также как известная фраза, приписываемая Марии-Антуанетте: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!».