Картина дняПолитикаЭкономикаОбществоПроисшествияСВОФинансыСпортВфокусеПогодаКурсыСделано в России

Непролазный регион. Кто в ответе за нечищеные дороги?

13 февраля 2023,источник: АиФ Кузбасc

Куда обращаться населению из-за нечищеных дорог и что грозит чиновникам за невыполнение?

С начала года в Кузбассе произошло несколько резонансных ЧП с увязшими в снегу скорыми и пожарными машинами. В тот момент, когда люди больше всего нуждались в помощи, на пути экстренных служб возникали сугробы и снежные завалы. Кто в ответе за нечищеные дороги в Кузбассе?

Ни проехать, ни спасти.

В этом году город Берёзовский претендует на звание самого непроходимого в Кузбассе из-за нечищенных от сугробов дорог. Сначала 16 января там застряли две «скорые». Потом 18 января не смогли проехать на место пожара спасатели. А 30 января в соцсетях появился ролик, как жители тащат по сугробам на носилках больного к карете скорой помощи. Причём этот инцидент произошёл уже после того, как прокуратура начала проверять, как в городе исполняется законодательство в области содержания автодорог.

Истории с непроехавшими скорыми, пожарными и иными экстренными службами случаются в разных уголках страны. В Тверской области врачи спасли на тракторе лежачего больного, к которому не смогли добраться из-за снега. В Хабаровском крае коммунальщики не очистили дорогу от льда, и врачи тащили пациента с COVID-19 по обледеневшему асфальту. Под Кемеровом в СНТ пришлось подключать спасателей со снегоходом, чтобы довезти до «скорой» впавшую в кому пациентку.

В том же Берёзовском местные власти неоднократно давали комментарии: сетовали и на непрекращающиеся снегопады, и на нехватку уборочной техники. Их счастье, что в результате неоказанной вовремя помощи никто не погиб. Народ пошумел пару дней в соцсетях — и остыл. А что дальше?

Штраф до 300 тысяч.

Кто должен нести ответственность за неубранный снег с дорог?

«Здесь нужно разграничить: кому принадлежит дорога и кто должен её обслуживать. Если, например, мы говорим о дороге во дворе, то ответственность за поддержание её в чистоте лежит на управляющей компании. А если это дорога общего пользования — то на администрации. Линии разграничения можно посмотреть на публичной кадастровой карте на сайте Росреестра (она работает через раз, но всё же)», — объясняет юрист Кирилл Стецко.

По его словам, для чистки дорог в зимнее время существует свой ГОСТ, и чисто теоретически его должны придерживаться, но, разумеется, он постоянно нарушается.

Эксперт объяснил, что если из-за плохо очищенной дороги был причинён вред здоровью (например, перелом на скользкой дороге), то его обязан возместить тот, кто эту дорогу обслуживает — например, администрация или собственник помещения, магазин.

«Если же говорить о застрявшей “скорой”, то это может повлечь административную ответственность по ст.12.34 КоАП РФ (за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог) и наказание — штраф до 300 тыс. руб. на организацию. По этой статье периодически штрафуют организации, которые по муниципальным контрактам должны чистить дороги», — рассказывает юрист.

Куда пожаловаться?

Как правило, про то, что скорая не проехала, люди пишут в соцсетях. А куда в действительности надо обращаться?

«На плохое состояние дорог нужно жаловаться непосредственно тому, кто должен их обслуживать. Или можно обратиться в прокуратуру, либо непосредственно в суд — такие случаи редко, но всё же бывают», — отвечает Кирилл Стецко.

Есть ещё Госжилинспекции Кузбасса, она тоже проводит проверки, особенно после серии резонансных инцидентов в январе. По данным этого ведомства за неделю с 30.

января по 3 февраля, инспекторы обследовали почти 1,4 тыс. многоквартирных домов во всех территориях области на предмет своевременной уборки снега с кровель и дворовых территорий. Было выявлено 213 нарушений на домах, находящихся в управлении 43 УК и ТСЖ.

«Жилищные организации усилили работу по уборке снега во дворах и очистке кровель. В сравнении с предыдущей неделей число выявленных нами нарушений сократилось более чем на четверть. Однако есть обслуживающие организации, на работу которых продолжает поступать значительное число обоснованных жалоб, по всем выявленным нарушениям инспекцией принимаются меры реагирования», — отмечает начальник ГЖИ Кузбасса Ирина Гайденко.