Передвижение между двумя берегами Иртыша превратилось для омичей в сплошную боль. Ежедневно утром и вечером тысячи горожан застревают в огромных пробках. И перспективы довольно безрадостные: терпеть придётся ещё больше года, а потом на очереди — ремонт моста им. 60 лет ВЛКСМ.
Эта ситуация побудила горожан к размышлениям, чем можно — хотя бы в теории — заменить Ленинградский мост. Среди звучавших в соцсетях идей: понтонная переправа, паром, фуникулёр. Омичи обсуждают саму техническую возможность того или иного способа, прекрасно понимая, что вряд ли это будет сделано, тем более, в короткие сроки. Как говорится, мечтать не вредно. Мы же решили подойти к этим фантазиям основательно и спросить у специалистов, есть ли в наивных мечтах хотя бы крупица здравого смысла.
Спойлер: Крупица, может быть, и есть (за исключением понтонной переправы), но это потребует вложений в дополнительную инфраструктуру, которые вряд ли кто-то на себя возьмёт. В общем, паромов и фуникулёров в центре Омска ждать не стоит, а вот пираты вполне могут появиться. А теперь обо всём по порядку.
Понтонная переправа
Реалистичность: 0%
Удобство: ⅕.
Это самая бредовая из всех прозвучавших идей. Глава департамента транспорта Вадим Кормилец не удержался от сарказма, когда его спросили о такой возможности. «Я не специалист по движению водного транспорта, но <…> задам встречный вопрос: как обеспечить на судоходном Иртыше в летний период работу понтонного моста? Ответят — организуем», — сказал он.
Главная проблема, конечно, активное судоходство на Иртыше. Понтонный мост состоит из плавучих понтонов, способных выдерживать большой груз, которые соединяются друг с другом и крепятся к берегам, чтобы переправа не уплыла.
Как рассказал заместитель генерального директора АО «Омский речной порт» Константин Кочанов, в этом случае судоходство было бы полностью заблокировано. Такие переправы строятся как вынужденная мера, например, на Севере в районах нефтедобычи, если на сотни километров нет «нормальных» мостов. И то — только на зиму либо на несудоходных реках.
Вариант разводить переправу как в Санкт-Петербурге, конечно, фантастика. И кроме того, понтонный мост никак не решит проблему с объездом пробок.
«Пропускная способность у таких переправ минимальна, около 5 км/час машины поедут. Вряд ли это будет быстрее, чем объехать по любому из оставшихся мостов. Такие сооружения возводятся в крайних случаях, если на сотни километров вокруг нет других мостов. Только тогда это может быть оправданно».
Паром
Реалистичность: ⅖.
Удобство: ⅕.
Паром звучит уже не так оторванно от реальности. Паромные переправы работают во многих городах, в Омской области их насчитывается девять штук в разных районах. На первый взгляд, запустить баржу или теплоход между двумя берегами выглядит не так уж сложно. Но есть очень серьёзные нюансы. Главный — необорудованные берега и отсутствие подъездов.
«У нас на Иртыше берега не приспособлены для того, чтобы в дальнейшем транспорт мог выйти с парома на городские магистрали. Нужны причальные стенки, чтобы пассажирам было комфортно заходить на посадку и высадку. Если на правом берегу это ещё можно организовать — есть набережная, забетонированные сходы, можно поставить понтоны, то на левом берегу ничего такого нет. Допустим, высадились где-то возле ДОСААФ, куда народ пойдёт пешком? В район улицы Островской?» — отмечает Кочанов.
Кроме того, возникает вопрос, кто возьмёт на себя эти затраты, достаточно ли судов у тех транспортных компаний, которые присутствуют в регионе. Организация парома потребует очень серьёзной транспортной безопасности, прохождение экспертиз, согласования со множеством надзорных органов.
А ещё переправа на пароме вряд ли позволит сэкономить время. Паромы обычно отправляются по мере наполнения, а это может происходить в течение часа. На саму переправу уйдёт минут 10, затем выгрузка пассажиров, путь к остановке. По мнению Васенко, логичнее было бы оставить Ленинградский мост только для общественного транспорта.
«Сколько вмещает паром — 10 машин? Как это позволит сэкономить время? С перевозкой пеших пассажиров он бы мог справиться, но для этого можно оставить Ленинградский мост чисто для общественного транспорта. Это было бы гораздо быстрее. У нас на мосту осталось по одной полосе в обе стороны, сейчас там пробки, потому что все едут на личных автомобилях. А общественному транспорту требуется меньше пространства, чтобы перевезти то же количество пассажиров».
С точки зрения месторасположения, по мнению Васенко, паром логичнее было бы делать в районе Старого Кировска для связи с Ленинским и Октябрьскими округами — эти районы больше всего страдают от перекрытия Ленинградского моста. Но на левом берегу в этой местности берега совсем дикие — придётся оборудовать пешеходные транзиты и запускать подвозящие маршруты, которые будут доставлять людей к парому. При этом там уже есть железнодорожный мост, и жителям проще и удобнее пользоваться электричками.
Портал Om1.ru, кстати, уже опробовал этот способ на своём опыте.
В общем, с организацией парома возникает множество сопутствующих проблем. А вот для пиратства ситуация с пробками открывает некоторый простор.
«Не удивлюсь, если летом у нас появятся пираты — частники на своих маломерных судах начнут оказывать такие услуги. Небольшой процент, но всё же. Смекалка работает хорошо, люди быстро понимают, где можно вложиться и заработать. Вполне допускаю, что у кого-то появится идея перебрасывать людей с одного берега на другой. Но как в дальнейшем люди будут добираться наверх — не представляю. И это будет незаконно, с риском для жизни — будут работать, пока не случится трагедия, кто-нибудь не утонет».
Фуникулёр
Реалистичность: ⅖.
Удобство: ⅗.
Только подумайте, как удобно и даже романтично было бы с утра или на закате проноситься в кабинке над Иртышом, с высоты птичьего полёта взирая на забитые транспортом дороги. Да и стоял бы вообще кто-нибудь в автомобильных пробках, будь у нас такой способ переправы?
О канатной дороге в Омске мечтают давно — когда-то даже вынашивалась идея запустить фуникулёр в Советском парке. Но ведь он может выполнять не только развлекательную функцию, но и вполне себе транспортную. Например, в Москве фуникулёр работает в районе стадиона «Лужники» и при желании его можно использовать для переброски через реку.
Впрочем, романтика привычно разбивается о прагматизм. С фуникулёром проблемы те же, что с паромом — идея технически осуществимая, но непонятно, кто и на какие средства будет это воплощать.
«Технически это возможно, в некоторых городах фуникулёр работает как транспорт. Но нужно понимать, что потребуется время на проработку. Это не так, что натянул трос и пустил по нему вагончики. Такой же этап проектирования, экспертиз, нахождения средств — к тому времени Ленинградский мост уже точно откроют».
Развивать Левый берег
Самым здравым образом звучит мысль развивать Левый берег как зону деловой активности, а не только спальных районов. Если бы люди, живущие на Левобережье, имели возможность там и работать, то вопрос доступности правого берега и нескончаемых пробок в час пик не был бы так критичен. Пока об этом только скромно начинают задумываться.
«Мы строим дома на левом берегу, а работать ездим на правый. Это не очень логично. Может быть, тогда уже начать думать, чтобы на Левом берегу развивать агломерации коммерческих структур, перевести туда офисы крупных компаний», — считает Кочанов.
Кстати, идея децентрализации Омска озвучивалась на стадии разработки нового генерального плана города. Отмечалась проблема концентрации жилья в крупных микрорайонах на периферии, тогда как рабочие места и социальная инфраструктура сосредоточены в центре. Тогда специалисты на основе анализа определили несколько локальных центров.
Такими локальными зонами активности назвали районы парков 30-летия ВЛКСМ и Зелёного острова, кинотеатров «Сатурн» и «Кристалл», крупных торговых центров («Мега», «Фестиваль» — «Континент», «АТ-маркет», район Автовокзала, Ленинский и Кировский рынки).
Омичам остаётся ждать, какая концепция победит: строительство новых дорог и мостов или постепенная «автономизация» Левого берега.