На южной стороне Байкала, в Иркутской области, землетрясения ощущаются сильнее, чем на восточной, в Бурятии. Фантазии! Быть такого не может?! А вот и нет, говорят сейсмологи — самый что ни на есть научный факт. О том, почему так происходит и о прогнозах землетрясений в регионе рассказывают специалисты Байкальского филиала Геофизической службы РАН.
В Иркутске и Чите подземные толчки чувствуются сильнее.
На Байкале и вокруг него сейсмологи сейчас фиксируют «средний», как они выражаются, уровень землетрясений. А это значит — около 20 чувствительных колебаний земной коры в год. И около тысячи — тех, что фиксируются приборами. Туристы, побывай они на озере во время подземных толчков, совершенно точно схватят свою порцию адреналина. Местные относятся к ситуации спокойно — привыкли. Только спорят — где «трясёт» сильнее — в Иркутской области или в Бурятии. Каждый, понятное дело, «голосует» за свой регион. А у ученых есть конкретный ответ.
«Если землетрясение произойдет на равном расстоянии от Иркутска и от Улан-Удэ, то жители Иркутска ощутят его гораздо сильнее, — говорит директор Байкальского филиала Единой Геофизической службы РАН Елена Кобелева. — Это происходит потому, что Иркутск расположен, пусть и на окраине, но на прочной сибирской платформе. А основная часть Бурятии — на территории Байкальской рифтовой зоны. Разлом “гасит” подземные толчки, а на платформе они затухают медленнее, поэтому и чувствуются сильнее».
Если коротко, получается так. Земля, вспоминаем уроки географии, это вовсе не литой шар. Она состоит из больших плит, которые смыкаются друг с другом, образуя материки. И как раз Байкальская территория — это одна из таких смычек, соединяющая Евразийскую и Амурскую плиты. Разлом состоит из ряда впадин — Хубсугульской, Тункинской, Байкальской, Кичерской, Верхнеангарской, Муйской, Чарской и еще нескольких поменьше. В каких-то из «смычек» плиты сходятся, а на Байкале и Хубсугуле идёт расхождение — Амурская плита уходит со скоростью 2−3 миллиметра в год. Когда края разлома сталкиваются или растягиваются в очередной раз, происходит землетрясение.
Своя история с Ангарском. От эпицентров подземных толчков город находится достаточно далеко. Но даже небольшие колебания чувствуют и в этом городе почти как в Иркутске.
«Причина в том, что Ангарск, как и, кстати, во многих районах, и областной центр, стоит на переполненном влагой (обводненном) грунте. Подземные волны, расходясь, в такой почве распространяются сильнее. А ярче всего это проявляется в Чите — мы называем столицу Забайкалья уникальной в этом отношении, — поясняет заместитель директора Байкальского филиала Единой Геофизической службы РАН Владимир Чечельницкий. — Здесь чувствуются землетрясения, эпицентр которых находится за тысячи километров. Это связано с условиями распространения сейсмических волн и строением земной коры. И, безусловно, здесь тоже грунты переполнены влагой».
В список «аномальных» по чувствительности к землетрясениям можно отнести и Бодайбо. Сюда доходят отголоски «бамовских» подземных толчков. Ощущаются они весьма сильно, хотя расстояния и значительные. Почему? Бодайбо твёрдо стоит на сибирской платформе и там волны затухают намного медленнее!
Иркутск никогда не тряхнёт так, как города Турции.
После каждого серьёзного землетрясения (в 2021—2022 годах несколько раз было по 5 баллов, а это немало) жители Иркутска задавались одним и тем же вопросом — а чего ждать, какой прогноз?
«Прогноз предполагает указание возможного места, силы землетрясений и его времени. Так, мы точно знаем, что в Иркутске могут быть раз примерно в 500 лет подземные толчки силой в 8 баллов, это порядка 10% вероятности. И приблизительно 1% — за то, что грянет 9 баллов, тут вероятность — раз в 500 лет, — говорят сейсмологи. — Это, скажем так, долгосрочный прогноз. А вот когда точно? С этим проблемы. Над возможностью предсказать колебания земной коры бьются учёные всего мира, но только различных предвестников сейчас насчитывается до 600. Точно можно сказать следующее — Иркутск трясло, трясёт и будет трясти, потому что Байкал — это сейсмоактивный регион. Но, хочется сказать, что активные разломы от Иркутска находятся всё-таки на удалении в 70 километров. Пока волна проходит свои 70 километров от байкальского берега, она затихает. Совсем другое дело Турция, где разрушенные города стояли прямо на разломах».
В Иркутской области и Бурятии города на разломах не стоят. Трясёт их послабее, хотя и очень часто. Среди посёлков поменьше рангом исследователи называют много раз пострадавший от разрушений (последний раз — в 2008 году) Култук в Слюдянском районе. Но дома в 18 этажей там не строят.
Дома в Иркутске строят с запасом на 8, а в Байкальске, где разлом близко — на 9 баллов. Пятибалльные толчки им не страшны, хотя, конечно, здания раньше изнашиваются.
«Когда строили Байкальск, его хотели разместить ближе к берегу, но сейсмологи сказали — нельзя, здесь проходит разлом. Перенесли стройку подальше, — говорят исследователи. — Дома, которые там стоят, прошли серьёзные испытания и выдержали их. Проверяли строительство и в Иркутске. В новостройках в наше время такого уже нет, но используется зарекомендовавший себя во всём мире расчётный метод. К примеру, им руководствовались при строительстве высоток в Японии, Сингапуре, на Тайване. Стоят!».
Однако далеко не все землетрясения происходят по вине стихии. Достаточно часто исследователи говорят — причиной стали подземные работы.
«Случаев, когда приборы фиксировали подземные толчки, а они оказывались результатом горных работ и подземных взрывов, достаточно много, — говорит директор Байкальского филиала Геофизической службы РАН Елена Кобелева. — Скажем, в прошлом году на байкальской территории и вокруг неё было около 10 тысяч землетрясений. Так вот, примерно 2,5 тысячи из них, в том числе в Бурятии и в Черемхово — техногенного происхождения. Их тоже надо фиксировать и изучать последствия».
Кстати.
Сеть сейсмостанций будет расширена.
Президент России Владимир Путин поручил разработать меры для проведения постоянного сейсмического мониторинга на сейсмоопасных территориях. Планируется и увеличение числа сейсмостанций.
«Если все пойдет, как запланировано, то у нас ожидается развитие, открытие новых станций, — говорит Елена Кобелева. — Это план на 2024−2029 годы. Модернизировать планируется существующие 26 сейсмостанций Байкальского филиала и 10 — Бурятского филиала службы в Иркутской области, Бурятии и Забайкальском крае».