Еще в семи случаях у компаний не было сертификата, подтверждающего квалификацию. Несмотря на это ежегодно в стране выявляются факты, когда казахстанки не только получают некачественные пластические услуги, но и становятся жертвами некомпетентных хирургов и косметологов. Корреспондент BaigeNews.kz собрал рекомендации экспертов по тому, как не стать жертвой неудачной подтяжки лица.
Обычно истории пострадавших от похода к пластическому хирургу очень похожи. После неудачной операции или процедуры женщины вынуждены проходить лечение и восстановление в другой клинике, причем за свой счет.
Косметолог со стажем Раушан Искалиева говорит, что чаще всего женщины сталкиваются с проблемами после неудачной операции по подтяжке лица, в частности лба и бровей. Горе-хирурги оставляют на пациентках рубцы, отеки, и всевозможную асимметрию. После чего пациентки жалуются на боли, подергивания, обвисшую кожу и онемение. И это не считая травм глаз, сосудов и нервов.
«Когда мы спрашиваем у пациенток, почему они пошли к тому или иному “специалисту”, чаще всего слышим ответ, что решающую роль для них сыграло количество подписчиков в соцсетях у той или иной клиники или врача. Пациентки не разбираются в том, какие препараты используют косметологи, какие документы нужно проверить перед дачей согласия на процедуру и, таким образом, сильно рискуют», — констатирует Раушан Искалиева.
Как вычислить непрофессионалов?
Сегодня в рамках законодательства уполномоченные органы не могут просто так прийти с проверкой в косметологические кабинеты, чтобы проверить их на соответствие нормам. Для начала проверки нужна жалоба от пострадавшего или неудовлетворенного услугой клиента. Поэтому сегодня во многом от бдительности самих женщин зависит, смогут ли они сразу выявить некомпетентного специалиста.
Пластический хирург и заведующий кафедрой пластической хирургии, эстетической медицины и лазерной косметологии в КазНМУ имени Асфендиярова Леон Дерябин поясняет, что сегодня с помощью eGov можно проверить подлинность документов врача. Также нужно обратить внимание, на кабинет в котором принимает доктор. Есть ли в клинике необходимые условия и медикаменты, или же операции проводятся кабинетах при заведениях вроде ногтевых студий или салонов красоты.
В Казахстане всего 89 клиник получили лицензию по специальности «пластическая хирургия».
«Проверив документы и условия, убедитесь, что в ходе пластических операций будут использовать препараты и средства, которые зарегистрированы в Казахстане. Явный признак, указывающий на это — надписи на упаковках на государственном и русском языках. В случае сомнений можете попросить предоставить регистрационные удостоверения на данные средства и медикаменты», — советует Леон Дерябин.
Если пациентке не удалось уберечь себя от осложнений, то необходимо добиваться возмещения материального и морального ущерба со стороны клиники и врача через суд, говорят эксперты.
Президент Национальной лиги потребителей Светлана Романовская рекомендует обратить внимание на несколько важных деталей, чтобы повысить свои шансы на получение компенсации.
«Необходимо незамедлительно обратиться к тому, кто оказывал услуги, и потребовать возместить ущерб. Но здесь важно понимать, что у вас должен быть договор, который предполагает, что есть ответственность у тех людей, которые взяли деньги и оказали некачественные услуги. Если же клиника или специалист отказывается, нужно обратиться в Минздрав, но для уверенности сразу же сделать независимую экспертизу у эксперта с необходимыми квалификациями. С его заключением можно обратиться с иском в суд. Если самостоятельно обращаетесь, то вам надо будет заплатить 1% от оспариваемой суммы и половину минимального расчетного показателя от любой суммы морального ущерба. Если пострадавшая будет обращаться в суд через общество защиты прав потребителей, то и она, и мы освобождаемся от уплаты госпошлины», — отмечает Романовская.