В последнее время тайфуны все чаще пробивают континентальные воздушные массы и распространяются все дальше на север Дальнего Востока, рассказал ИА PrimaMedia директор ботанического сада-института ДВО РАН Павел Крестов. При этом стихия не только топит поля и дома, «ломает» дороги, но и наносит значительный ущерб уникальному растительному миру Приморья. По прогнозам ученых, в ближайшие годы ситуация только усугубится.
По словам Павла Крестова, ученые нашли метод, который позволяет изучить историю тайфунов на протяжении последних 200−300 лет. Все тропические циклоны оказывают огромное влияние на лесную растительность, поэтому изменения климата на Дальнем Востоке можно отследить по тому, как вели себя деревья в прошлом. Директор ботсада объяснил, что для своих исследований ученые заложили пробные площади в лесных массивах от острова Чеджу в Южной Корее до северного Сихотэ-Алиня. Всего для анализа взяли более 1000 кернов (проб) возрастных деревьев.
«Если дерево высокое, во время тайфуна его “сдувает”, если же дерево маленькое, росло во втором пологе, то у него появляется возможность вырасти, после того, как сдувает верхний полог. У него открывается свет и оно начинает быстро расти. Мы проанализировали периоды ускорения роста деревьев в прошлом и пришли к выводу, что если это происходит массово, это говорит о каком-то катастрофическом явлении, скорее всего о тайфуне», — разъяснил метод Павел Крестов.
Таким образом ученые сделали вывод, что за последние 50 лет частота воздействия тайфунов на деревья на материковом побережье Дальнего Востока и на Сахалине увеличивается, а тайфуны продвигаются все дальше на север и становятся более мощными.
«Если раньше циклоны зарождались до тропика Рака в северном полушарии, то сейчас они зарождаются уже севернее тропика, соответственно, становятся более мощными и достигают более высоких широт. Готовиться к частым тайфунам сейчас нам просто жизненно необходимо», — говорит он.
Ещё одна гипотеза заключается в соотнесении тайфунной активности с климатическими моделями, которые дают возможность спрогнозировать погодные катаклизмы. Согласно этим исследованиям, до 2070 года циклоническая активность на Дальнем Востоке возрастет примерно в два раза. Тайфуны будут пробивать «защиту», которую создают Японские острова, и, не теряя своей активности, приходить «в гости» на континент. Однако специалист считает, что такого уровня частоты активности тайфунов, как в Японии, Дальний Восток все равно пока не достигнет.
Павел Крестов также рассказал, что после воздействия приближающегося вихря LAN, ученые проведут исследование на основе сбора данных со свежих космических снимков. Таким образом можно будет определить последствия этого тайфуна для природы на востоке России.
«После каждого циклона мы выезжаем на место и проводим исследование. Кроме того, разрабатывается новая технология слежения на основании нейронных сетей для того чтобы распознавать и контролировать последствия воздействия тайфуна по характеру ветровалов, образовавшихся “окон” и усыханию древостоя», — пояснил директор ботанического сада.
Стоит отметить, что продолжающаяся миграция тропических циклонов в северном направлении может привести к серьезным нарушениям в экосистеме бореальных лесов (северный лес, расположенный севернее 50° северной широты — ред.).
«Тайфун валит деревья, и, хотя, многие из них, на первый взгляд, не повреждены, их корневая система очень сильно подорвана. Деревья ослаблены и теряют защиту перед насекомыми, патогенами, грибами. Соответственно, в течение 3−5 лет пораженные деревья умирают», — добавил он.
По прогнозам, тайфун LAN, который бушевал в Японии, достигнет и Приморского края. На 17 августа в региона объявлено штормовое предупреждение. Сильные последствия прогнозируют для востока края, где ожидаются очень сильные ливни и подъем уровня рек. Возможно, стихия дойдет и до юга Сахалина.
Напомним, ранее директор ботанического сада-института ДВО РАН Павел Крестов в своем ТГ-канале, рассказал о приближении к восточному побережью нового тайфуна LAN, сделав отсылку на исследование о влиянии тропических циклонов на леса Дальнего Востока, Приморья и Сахалина.