Союзное государство России и Белоруссии: равноценное партнерство или «мягкая сила»

История знает примеры государственных объединений под влиянием внешних или внутренних факторов: это и Священная Римская империя, и Речь Посполитая, а также ФРГ, ГДР, ЕС. Сегодня можно отметить Союзное государство России и Белоруссии: собрали ключевую информацию о двух суверенных странах, объединенных общими интересами и историей.

9 КАРТОЧЕК
  1. 1.
    Что такое Союзное государство
  2. 2.
    Цели создания Союзного государства
  3. 3.
    История создания и развития Союзного государства
  4. 4.
    Органы управления Союзного государства
  5. 5.
    Какие страны хотели войти в состав Союзного государства
  1. 6.
    Перспективы развития Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь
  2. 7.
    Мнение эксперта
  3. 8.
    Главное о Союзном государстве России и Белоруссии
  4. 9.
    Список источников
Развернуть
1

Что такое Союзное государство

Союзное государство (СГ) — образование, получившееся при реализации интеграционного проекта России и Белоруссии.

2

Цели создания Союзного государства

Добровольное объединение государств основано на простом для понимания тезисе — вместе лучше, чем порознь. Но в реальности все, безусловно, намного сложнее. Можно отметить следующие цели создания и развития Союзного государства:

  • поэтапное формирование единой экономической зоны, валюты, бюджета;
  • объединение энергетических секторов экономики, согласование и внедрение единой торговой, таможенной и тарифной политики;
  • разработка межгосударственной правовой системы;
  • выработка согласованной социальной и внешней политики.

Для реализации этих и других задачи существует надгосударственный аппарат, который по мере углубления отношений между РФ и Белоруссией в перспективе будет расширяться.

3

История создания и развития Союзного государства

Многолетние экономические, культурные, социальные, духовные и родственные связи послужили фундаментом для формирования добрососедских отношений между Белоруссией и Россией. Впоследствии страны оформились в Союзное государство: ниже собрали главные этапы развития последнего.

«Дружба, добрососедство и сотрудничество»

В феврале 1995 года в Минске Борис Ельцин и Александр Лукашенко подписали договор, закрепляющий намерение координировать совместные усилия в таможенной и финансовой сферах, а также стремиться к единому экономическому пространству. Также договоренность предусматривала открытость границ. Это стало одним из первых шагов на пути к созданию Союзного государства.

Сообщество России и Белоруссии

Год спустя сформировали Сообщество России и Белоруссии. Своей целью оно поставило создание предпосылок и выработки конкретных действия для постепенного перехода на единое законодательство.

Подписание союзного договора

В декабре 1999 года власти подписали Договор о создании Союзного государства. Достигнутые соглашения парламенты стран ратифицировали в 2000 году. Документ заложил юридические и политические основы межгосударственного взаимодействия в рамках наднационального объединения.

В 2001 году приняли Военную доктрину. Она обновляется в ответ на изменение военно-политического баланса в Восточной Европе.

Кризис

За более чем 20-летнюю историю Союзного государства так и не удалось найти консенсус касательно формата объединения стран, а также создать проект единой Конституции. Владимир Путин предлагал проект федерации или наднациональных структур, однако Александр Лукашенко отверг оба варианта.

Также камнем преткновения стали экспортные пошлины, налоговая и тарифно-таможенная политика. Из-за цен на энергоносители отношения между странами в период с 2004 по 2007 год даже были напряженными, и к 2017 году значимость Союзного государства в глазах его участников заметно снизились.

Программы интеграции и наднациональные институты

Плодотворная работа по налаживанию отношений возобновилась в конце 2018 года, и уже через год подготовили 31 программу интеграции. К ноябрю 2021 года представители СГ утвердили 28 из них.

В 2020 году российская сторона предложила модель двенадцати наднациональных институтов, в том числе единого центра валютной эмиссии и таможенного органа. Однако представители Белоруссии инициативу не поддержали.

После событий 2022 года сближение РФ и Белоруссии ускорилось. В частности, своей реализации дождались совместные программы по импортозамещению товаров для промышленности, обороны и народного потребления. Крупнейшим реализованным совместным проектом можно назвать строительство БелАЭС мощностью 2400 МВт в Гродненской области.

В начале 2024 года Владимир Путин и Александр Лукашенко утвердили 15 союзных программ в сферах внешней и внутренней политики, промышленности и телерадиокоммуникаций.

4

Органы управления Союзного государства

Полноценное и устойчивое развитие отношений между РФ и Белоруссией невозможно без четко выстроенного надгосударственного аппарата. Расскажем о его устройстве подробнее.

Государственный Совет

Высший орган СГ, куда входят главы дружественных стран, премьер-министры и спикеры парламентов. Основные задачи Госсовета:

  • определение вектора развития объединения;
  • формирование органов управления в рамках своих полномочий;
  • утверждение и ратификация международных договоров, государственной символики и местопребывания органов СГ.

Члены Госсовета в обязательном порядке должны заслушивать ежегодные отчеты о результатах деятельности органов СГ.

Парламентское Собрание

Представительный и законодательный орган, исполняющий функции Парламента СГ до его непосредственного формирования. От российской стороны его возглавляет Вячеслав Володин, от белорусской — Игорь Сергеенко.

Совет Министров

Этот исполнительный орган СГ отвечает за разработку общей политики надгосударственного образования, вносит на рассмотрение Собрания проекты законов, гарантирует развитие единой политической позиции. Возглавляет совет Михаил Мишустин.

Группа высокого уровня

Рабочий орган создали в 2012 году для повышения эффективности работы Совета Министров. В обязанности его четырех членов входит рассмотрение повестки дня и выполнение других функций по поручениям вышестоящих органов СГ.

Постоянный комитет

В обязанности четырех членов комитета входит внесение предложений по унификации межгосударственного законодательства, а также:

  • координация и оценка эффективность работы отраслевых и функциональных органов СГ;
  • разработка бюджетной политики, ее исполнение;
  • контроль за реализацией принятых вышестоящими органами решений.

Суд Союзного государства

Орган находится в стадии формирования. Предполагается, что он будет состоять из девяти судей, в обязанности которых войдет контроль за единым толкованием и правоприменением межгосударственных договоров, а также нормативно-правовых актов СГ.

Счетная палата

Этот орган будет состоять из 11 представителей двух государств. Главной его задачей станет контроль над расходной и доходной частью наднационального объединения.

В должностные обязанности членов Счетной палаты также войдет проверка финансовой отчетности, экспертная оценка законности получения средств, рациональности системы управления финансами.

5

Какие страны хотели войти в состав Союзного государства

В 1999 году президент Слободан Милошевич открыто заявил о намерении Югославии присоединиться к Союзному государству в качестве наблюдателя. Двумя годами позже с аналогичным желанием выступил президент Молдавии Владимир Воронин, но положительного ответа не последовало.

В 2007 году оппозиционные силы во главе с экс-премьером Киргизии попытались организовать всенародный референдум о создании межгосударственного союза с Россией и Белоруссией. Но инициатива не принесла результата.

В 2008 году власти Абхазии и Южной Осетии согласовали статус постоянных наблюдателей при парламенте СГ.

6

Перспективы развития Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь

В рамках 26-го ПМЭФ вопросам интеграции РФ и Белоруссии посвятили две сессии. Госсекретарь СГ Дмитрий Мезенцев назвал объединение государств образцом «баланса между национальными интересами, политическими задачами и экономической практикой».

В 2024 году товарооборот между странами достиг рекордных 57,6 млрд долларов, а прямые инвестиции на чистой основе в Беларусь выросли на 10%. Такие показатели позволяют предположить высокий экономический потенциал дальнейшей экономической интеграции.

Главы России и Белоруссии исключили вероятность поглощения одного государства другим. Опрос от 2020 года показал, что 43% граждан РФ против полноценного объединения с Белоруссией, и вместо этого им достаточно добрососедских отношений.

Стоит отметить, что в условиях непростой политической обстановки в мире дать точный прогноз о перспективах развития двусторонних отношений между государствами сложно.

7

Мнение эксперта

О возможном будущем Союзного государства в современных реалиях высказался Дмитрий Никотин, выпускник политологического факультета РАНХиГС и политолог. По его мнению, совместное будущее России и Беларуси во многом зависит от того, насколько эффективно будут выстроены интеграционные механизмы. «После смены власти в Минске курс на интеграцию может быть пересмотрен, особенно если новое руководство попробует дистанцироваться от Москвы. Чтобы избежать этого, уже сейчас необходимо закреплять Союзное государство на институциональном уровне, чтобы оно не зависело от персональных договорённостей. От этого зависит не только экономическая безопасность Беларуси, но и стабильность всей системы союзнических отношений».

В то же время коллективный Запад воспринимает Союзное государство как инструмент усиления влияния России в регионе. Это вызывает обеспокоенность, особенно в соседних странах. «В Брюсселе и Вашингтоне видят в этом угрозу балансам сил в Восточной Европе, и потому стремятся ограничить интеграционные процессы, оказывая давление на Белоруссию, ослабляя ее экономически и предлагая альтернативные партнерства», — высказался Никотин.

Что касается перспектив расширения Союзного государства в ближайшие 5−10 лет, то, по мнению политолога, они остаются неопределенными. «Несмотря на тесные связи России с рядом стран постсоветского пространства, большинство из них предпочитают балансировать между различными центрами силы. Однако при изменении геополитической ситуации и экономических условиях не исключено, что другие государства могут заинтересоваться более тесной интеграцией с Россией, особенно если Союзное государство продемонстрирует устойчивость и реальные выгоды для участников», — подытожил политолог.

8

Главное о Союзном государстве России и Белоруссии

Подводя итог о создании и развитии Союзного государства России и Белоруссии, можно сделать следующие выводы:

1. Начало интеграционных процессов положили культурная, этническая, историческая и экономическая близость двух стран.

2. Несмотря на теплые отношения РФ и Белоруссии, за более чем 20 лет существования Союзного государства так и не удалось выработать общее и конечное видение формата объединения.

3. После начала специальной военной операции и наложения санкций со стороны Запада сближение государств ускорилось.

4. Для дальнейшей интеграции государств важно отойти от личных договоренностей лидеров в законодательную плоскость.

9

Список источников

1. История Союзного государства. Официальный сайт Постоянного Комитета Союзного государства.

2. Состоялась встреча Владимира Путина и Президента Белоруссии Александра Лукашенко. Официальный сайт Президента России. 2002.

3. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.