Оферта — предложение с определенными условиями. Предлагает условия оферент, а принимает их акцептант.
Но это совсем простое определение, поэтому добавим серьезности и процитируем Гражданский Кодекс РФ.
Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.
Оферта должна содержать существенные условия договора.
Публичная оферта — это предложение товара в рекламе и других публичных материалах, которое содержит описание условий покупки. Она адресована неопределенному кругу лиц в отличие от обычной оферты и призывает людей вступить в договорные отношения.
Что может быть прописано в договоре публичной оферты?
- Тарифы
- Скидки
- Акционные товары
- Акционные цены
- Промокод
- Условия участия в розыгрыше и тому подобное
Пример из жизни:
Вы взяли бесплатный журнал на кассе магазина. Открываете его и видите сотни товаров на ярком фоне: сок за 15 рублей, помидоры за 60 рублей, а любимые конфеты всего за 99! Рядом с ценой мелкими буквами есть уточнение: акция продлится с 1-10 декабря. Действует, пока товар есть в наличии. Это реклама, которая является публичной офертой. Если вы придете в магазин в эти даты и обнаружите, что товар на полке стоит по другой цене, то можете указать персоналу на ошибку и купить его по цене из журнала. Магазин будет обязан сделать все по закону и продать вам любимые конфеты за 99 рублей!
Публичная оферта — это ГК РФ определяет так:
Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (пункт 2 статьи 437), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.
Существует еще одно законное определение публичной оферты:
Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи или в сети "Интернет" признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
«Не является публичной офертой» — что это значит?
Это фраза, которая служит «подстраховкой» для рекламодателя. Приписывая к рекламному предложению данную фразу, он хочет обезопасить себя и иметь возможность изменить условия продажи товара.
На самом деле фраза «не является публичной офертой» ничего не значит. Суды говорят, что она не отменит для автора обязанности продать товар по предлагаемой цене, как и не обяжет автора рекламы продавать что-то, если в рекламе нет всех условий.
Примеры публичной и непубличной оферты мы внесли в таблицу.
Публичная оферта | «Не является публичной офертой» |
Рекламный щит на дороге, на котором фотография куриных ножек с явно различимым брендом. Цена 159 руб/кг. Время действия акции: весь июнь. Все условия расписаны, конкретный продукт показан неопределенному кругу лиц. | Рекламный щит, на котором написано: «У нас все квартиры дешевле на 20%». Не указан конкретный продукт, непонятны условия. |
На входе в кафе висит табличка: «После 20:00 вся выпечка дешевле на 50%». | Реклама аптеки по радио: «Продаем лекарства по оптовой цене» |
Ценник — это публичная оферта?
Да, конечно. Именно потому, что ценник является публичной офертой, магазин не может устанавливать новую цену во время оплаты товара на кассе.
Чем отличается оферта от договора?
Оферта — предложение договориться, а договор — это уже осуществленная оферта.
Если представить договор в виде двери, то оферта будет служить коридором, по которому нужно пройти, чтобы открыть дверь и стать обладателем товара, находящегося за ней.
Как и кто может создать публичную оферту?
Любой человек вправе сделать публичное предложение неопределенному кругу лиц. Это необязательно должно быть прописано в рекламе или объявлении, достаточно просто сказать соседям в подъезде: «Я ремонтирую раковины за 300 рублей с понедельника по пятницу. Звоните мне и я приду!».
Отличие рекламы от публичной оферты
В рекламе можно сказать что угодно, лишь бы привлечь клиента и заработать деньги. Но публичная оферта обязует рекламодателя говорить конкретное предложение: сколько, что, когда и на каких условиях продается.
Что такое акцепт?
Акцепт — это согласие на оферту. По закону ГК РФ оно должно быть «полным и безоговорочным».
Молчание не является акцептом. Акцептом является «совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора».
Кто и как может расторгнуть оферту?
Отозвать предложение или изменить его условия можно только до подписания договора. То есть подписанный договор придется изменять уже в порядке, прописанном в его условиях.
Пример из жизни:
Вы стоите на кассе и выкладываете товары из корзины. Хотите купить жвачку по акции, протягиваете руку, чтобы взять, но продавец вас опережает и меняет ценник. В данном случае публичная оферта изменилась и вы не можете купить товар по старому предложению.
Но если же товары уже лежат на кассе и продавщица начинает пробивать их по новой цене, то это является нарушением.
Ссылки:
https://dogovor-urist.ru/кодексы/гк_рф_1/ст_435/
https://journal.tinkoff.ru/s/wiki/offer/
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/912ecd30f8655752c373ce4bde835b3832154b11/
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/d5025d3805536ead196af42d0edf08a5df46a717/
https://base.garant.ru/10164072/a3658cc91ecf4ccb41c4de1539a49522/