
В лентах появились многочисленные видеозаписи, на которых озлобленные дальневосточники, возвращающиеся из Китая, жалуются на задержки в пунктах пропуска из-за тщательных досмотров на таможне. По словам туристов, их по несколько часов держали в ожидании, а у некоторых забирали вещи с требованием представить документы на провозимые товары. Что это — борьба с «помогайками» или излишняя бюрократия? «АиФ-Дальинформ» постарался разобраться.
Утром деньги, вечером стулья.
Озадаченные туристы находятся в зоне таможенного контроля в одном из приграничных с Китаем пунктов пропуска. Женщины жалуются: таможенники изъяли у них провозимые вещи и требуют на них документы.
— Я понимаю, если бы мы провозили большое количество вещей. Но у меня было две куртки, была игрушка на подарок, были средства для стирки. В результате они все это забрали на склад хранения и сказали, что отдадут потом, когда я предоставлю чеки. А я не знала и чеки не на все брала, — говорит жительница Хабаровска Елена.
Другие туристы рассказывают, что сотрудники якобы забирают практически все их вещи и требуют предоставить им товарные чеки на провозимый груз. И не любые, а с переводом на русский язык, который должен сделать дипломированный переводчик.
Получается, как у Ильфа и Петрова: «Утром деньги, вечером стулья». При этом, как отмечают некоторые путешественники, в пункте пропуска даже висит объявление: «Ведется борьба с “помогайками”».
Краткий экскурс.
Слово «помогайка» появилось в дальневосточном лексиконе ещё в 90‑х годах прошлого столетия. Оно образовано от фразы «Помогай надо?», с которой китайцы приставали к гостям из России на рынках, предлагая свою помощь.
Отечественные «помогайки» — туристы, которых предприниматели бесплатно провозили на территорию КНР, чтобы те взамен перевозили их грузы через границу на обратном пути. По 50 килограммов на каждого человека. Торговцы таким образом умудрялись экономить, избегая услуг транспортных компаний. В разных регионах их называли ещё «кирпичами» или «фонариками». Но суть была одна.
Со временем с этим бизнесом началась борьба. Да и времена и экономические условия изменились. Но исчезли ли «помогайки» на самом деле?
Законно везти проще.
Хабаровский предприниматель Игорь Иванов считает себя завсегдатаем КНР. Границу с Поднебесной он пересекает ежегодно в среднем по шесть раз. Отдых, покупки для дома и себя стали традицией для его многодетной семьи. Огромный выбор товаров по доступным ценам очень привлекателен для любого человека. Тем более что таким образом он закрывает и потребности своего бизнеса.
— Я для своей фирмы заказывал в Китае пауэрбанки для телефонов в количестве 150 штук, небольшие термосы в автомобиль, флешки в подарочной упаковке. Всё это мне забрендировали логотипом моей фирмы. Весь груз вытянул на 98 килограммов. «Помогайки» или же я сам вывезти это всё не смогли бы. Я отправлял транспортной компанией, которая доставила товары в Хабаровск на склад всего за 30 тысяч рублей. В принципе, недорого и очень удобно, — делится опытом Игорь Иванов.
По словам нашего собеседника, с помощью транспортных компаний он периодически доставляет из Поднебесной также запчасти на спецтехнику и прочие вещи. При этом не испытывает хлопот с растаможиванием и прочей суетой. Игорь уверен, что везти сегодня что-то с помощью «помогаек» стало уже неактуальным. Кроме того, уверяет, что всегда проходит таможенный пункт досмотра «по зеленой». В случае возникновения вопросов у него всегда с собой имеется товарный чек.
Солидарна с этим мнением и представитель Дальневосточной ассоциации туризма Валентина Асеева.
— На сегодня есть нормы, по которым можно провозить 50 килограммов груза на сумму 10 тысяч евро — самолетом и 25 килограммов на 500 евро — другими видами транспорта. Если эти нормы превышены, то товары подлежат декларированию и необходимо заплатить пошлину в размере четырех евро за один килограмм, но не менее 30% от стоимости товаров в части превышения, — поясняет Валентина Асеева. — Учитывая и курс, и возможности шопинга, я думаю, что это направление сегодня изжило себя. Потому что законным путем даже китайским предпринимателям везти груз стало более выгодно.
По мнению Асеевой, сотрудники таможни — это люди, которые подготовлены психологически и прекрасно видят, кто что везет и какова цель поездки.
Нам виднее.
Судя по официальной статистике, проверяют туристов всё же не зря. Есть те, кто пытается обмануть систему. С начала года в отношении недобросовестных физических лиц возбуждено 65 дел об административных правонарушениях и даже одно уголовное. Таможенникам пришлось изъять на ответственное хранение более 746 килограммов товаров, на которые не было соответствующих документов.
— Как правило, граждане, перемещающие такие товары, не могут внятно объяснить инспектору таможни, где, когда и кем приобретена путевка для этого лица либо билеты и виза, — подчеркивает начальник Уссурийской таможни Алексей Кузьмин. — Они не точно знают содержимое своего багажа. Не могут сказать, где и когда были приобретены товары.
Собеседник также добавил, что настоящему туристу, тому, кто едет не с коммерческой целью, перевозит свои товары для личного пользования, а не чужой груз, бояться нечего. В арсенале таможенников много форм контроля, но применять их все к добросовестным людям не имеет смысла. А вот если человек не знает, что он привез из-за границы, в каком количестве и какая стоимость товаров — это уже другое дело.
Требование представить чеки на приобретенные за границей вещи с переводом на русский тоже обоснованно. В соответствии со статьей 340 Таможенного кодекса таможенный инспектор вправе запросить документы, подтверждающие стоимость товаров, при этом, если они на иностранном языке, то человек, их представивший, обязан обеспечить перевод.
По информации Дальневосточной таможни, из всех туристов, у кого был задержан груз, вывозимый из Китая, на сегодня только два человека смогли документально подтвердить его законность. Соответственно, им он был возвращен в полном объеме. По остальным гражданам, попавшим в поле зрения контролеров, до сих пор проводятся проверки.
Справка.
В период новогодних каникул таможенники в пунктах пропуска Дальнего Востока оформили багаж более 117 тысяч человек. Свыше 75 тысяч граждан прошли таможенный контроль в автомобильных пунктах пропуска, 27 тысяч — в международных аэропортах, более 14 тысяч использовали для заграничных путешествий смешанные пункты пропуска и 1,2 тысячи — железнодорожные.