Депутаты оставили Владивосток без Спутника, уголовный новодел и казначейские миллиарды

Главные события политической недели в добрососедском материале ИА PrimaMedia.

Источник: PrimaMedia.ru

Политическая неделя обозначила себя демаршем депутатов Надеждинского района, выступивших против слияния с Владивостоком. Это последнее, что текущий состав Думы сделал перед уходом на выборы.

Приморский край стал лидером среди дальневосточных регионов по сумме специальных казначейских кредитов. 7,5 млрд рублей будет выделено на мастер-планы пяти крупных городов.

Чаша уголовных дел снова пролилась над регионом — под прицел силовиков попали председатель Думы Большого Камня Алексей Кузнецов, уже осужденный за взятки экс-мэр Владивостока Олег Гуменюк.

Президент Владимир Путин на этой неделе предложил пересадить госслужащих на отечественные автомобили. Однако, попытки выкорчевать чиновников из сидений иномарок принимались и еще с ельцинских времен.

Спутник на паузе

Депутаты Думы Надеждинского района встретились в последний раз в текущем составе на внеочередном заседании, чтобы выступить резко против эпохального слияния с Владивостоком. На прошлой неделе с точностью до наоборот поступили их коллеги из дальневосточной столицы, выступив за объединение.

Любопытно, что оба депутатских корпуса находились в равных условиях информационного вакуума, на котором строились аргументы за и против. Пока достоверно известно, что к городу планируют присоединить восемь самых густонаселенных пунктов в границах, где надлежит быть городу Спутник.

У инициативы много отцов. Это и минвостокразвития, и полпредство, и региональные власти, и администрация Владивостока. Никто из высокоранговых чиновников не захотел выступить в роли атланта и разогнать руками тучи неведения над судьбоносным решением.

Пока единственным официальным спикером по теме стал вице-мэр Владивостока Константин Стоценко, который хоть как-то попытался обозначить плюсы-минусы решения, представляя его городским депутатам. Уже тогда его слова были обращены не столько в зал, который бы и так одобрил все, что надо, сколько в сторону седанкинского моста.

Вице-мэр объяснял, что для Владивостока ровным счетом ничего не изменится, а вот забираемые у Надеждинского района территории ждет развитие и процветание. Но это не стало той соломинкой, что переломила спину верблюду — животное вообще ничто не обременяло.

По мнению политолога Вячеслава Белякова, в истории с присоединением части Надеждинского района к Владивостоку нет никакой конкретики: зачем присоединять, как, что будет с поселениями и их жителями.

«Вполне естественно, что без объяснений люди предполагают самое худшее. Такова традиция в России: если начальство что-то придумало — жди беды», — говорит эксперт, добавляя, что за громкими заявлениями о слиянии муниципалитетов забыли о содержательной части. Напряжение и протест стали итогом того, что с жителями не наладили диалог и обсуждений по теме.

По словам эксперта, Надеждинский район всегда был непростой территорией. Тем более перед выборами, когда на маленьких муниципальных округах важен каждый голос.

— Ситуация демарша Думы настолько прогнозируемая, что неожиданностью было бы её отсутствие, — отмечает Вячеслав Беляков.

Политиолог Ольга Кишаковская считает, что у депутатов Думы Надеждинского района не было иного выбора.

— Их поставили в ситуацию, когда они могли проголосовать только так и не иначе. Если бы они проголосовали по-другому, то местные жители их бы возненавидели, — говорит эксперт. — То, что это было политическое действие, понятно. Думаю, жителей вполне устроил такой демарш, потому что с ними никто не общался по вопросу их судьбы. С ними, как и с депутатами, не советовались, не обсуждали, а просто поставили перед фактом, не утруждая себя общением. Почему так получилось, нужно выяснять.

Эксперт связывает то, что с депутатским корпусом в Надеждинском районе не стали проводить какую-либо работу, с тем муниципальной выборной кампанией.

«Это уходящий созыв, уже завершается его работа. Если бы это был новый состав, то все, возможно, было бы по-другому. Однако это не отменяет того, что с местными жителями надо было пообщаться и посоветоваться. Это актуально и сейчас», — подчёркивает Ольга Кишаковская.

Политолог Павел Наливайко говорит, что демарш надеждинских депутатов был предсказуемым.

— Уже неоднократно отмечалось, что это некий анклав, который генерирует те или иные политические скандалы, — говорит эксперт. — Местные элиты по-прежнему живут в своем мире, без понимания правил игры на региональном уровне. Я смотрю на это, как на демарш перед выборами с целью получить дополнительные политические очки.

По мнению Павла Наливайко, пока рано расставлять оценки работе внутриполитического блока.

— Доработал внутрипол или нет — мы увидим по итогам муниципальной кампании, — говорит он. — Сейчас нет смыслы обсуждать действия Думы. Явно, депутаты действовали на безальтернативной основе и не были готовы к какому-либо диалогу. Это чистый популизм, когда депутаты, в первую очередь, думают о себе, а не жителях и не и развитии территории.

Главной задачей, которая сейчас стоит перед властью, эксперт считает обнуление органов местного самоуправления в районе и наполнение Думы по итогу сентябрьских выборов системными кандидатами, которые бы позволяли району развиваться.

— Тем более, что федеральный центр делает ставку на ряд совместных проектов Владивостока и Надеждинского района, которые позволят территории действительно шагнуть вперед, — подчеркивает политолог.

Приморью одобрили кредит

Приморский край стал лидером среди дальневосточных регионов по сумме специальных казначейских кредитов, которые будут выделены на инфраструктурные проекты в рамках реализации мастер-планов развития городов.

Проекты на общую сумму 7,493 миллиарда рублей будут реализованы во Владивостоке, Уссурийске, Находке, Артеме и Арсеньеве. Согласно одобренному решению, в Приморском крае построят и отремонтируют детские сады, школу, учреждения культуры и спорта, инженерные сети и дороги, обновят общественный транспорт и благоустроят общественные пространства.

Решение на днях приняла правительственная комиссия по региональному развитию. В нем есть и практический аспект, так как Приморье является наиболее населенным субъектов РФ в ДФО. Есть и политический — губернатор Олег Кожемяко не раз доказывал свои способности пробивать проекты развития территорий на федеральном уровне, как в порядке отдельных кейсов, так и упакованные в большие программы вроде мастер-планов.

Ранее глава региона представил мастер-планы развития крупных городов Приморья вице-премьеру — полпреду президента РФ в ДФО Юрию Трутневу. По словам Олега Кожемяко, работа реновации городов до 2030 года уже началась.

Уголовный фон

Чаша уголовных дел снова пролилась над Приморьем. Под прицел силовиков попали председатель Думы Большого Камня Алексей Кузнецов, уже осужденный за взятки экс-мэр Владивостока Олег Гуменюк и мэрия дальневосточной столицы. География декриминализации позволяет исказить известную поговорку — снаряды в регионе прилетают, как правило, в одни и те же воронки.

На этой неделе приморский СКР объявил о завершении расследования уголовного дела против председателя Думы Большого Камня Алексея Кузнецова. Политик обвиняется в мошенничестве с земельным участком — он подал в краевой Росреестр и администрацию города ложные сведения об объекте недвижимости — одноэтажном жилом доме в 9 квадратов — благодаря чему приобрел земельный участок, где якобы был расположен этот дом, за 19 тысяч рублей. Таким образом, он причинил городскому округу ущерб в 379 тысяч рублей (разница между выкупной и кадастровой стоимостью участка).

В релизе не говорится о мере пресечения спикеру. Какой бы она ни была, существует вероятность прецедента, когда обезглавленной может оказаться одновременно и мэрия, и Дума «города президентского внимания».

Отметим, что с марта этого года глава администрации Большого Камня Рустям Абушаев также находится под уголовным преследованием — только за махинации с землей в Надеждинском районе. Предположительно, сейчас он служит в приморском отряде «Тигр» в зоне спецоперации.

Добавим, что одновременно в суде рассматривается уголовное дело против экс-мэра Большого Камня Александра Андрюхина (связано с земельными участками).

Также на наделе стало известно, что в суд передано новое дело против экс-мэра Владивостока Олега Гуменюка, приговоренного ранее к 12 годам за взятки. Теперь его обвиняют в превышении полномочий в период его руководства краевым ХОЗУ (кейс касается яхт, которые были выведены из госсобственности, либо не поставлены на нее).

И еще одна новость недели — во Владивостоке возбуждено уголовное дело по факту уничтоженного непогодой асфальта, уложенного по программе БКАД на улице Давыдова — тот знаменитый участок дороги, который после июньского тайфуна превратился в гармошку. Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность).

Активность силовых ведомств доказывает, что они идут по своему треку, не обращая внимания на ситуативные вещи вроде предстоящих выборов. Обычно в этот период региональные власти стараются создавать позитивную повестку для разговения избирателя.

Правда, эксперты отмечают, что уголовные дела стали фоновой музыкой для местных жителей и отвязались от электоральных настроений, как курс доллара от барреля нефти.

— Нынешние дела против чиновников мэрии или районов почти никак не влияют на электоральный фон. Все привыкли, — отмечает Вячеслав Беляков.

Кроме того, подчеркивает эксперт, силовики действуют в своей логике и электоральная история их волнует в последнюю очередь.

— Выборы выборами, а дела шьются своим чередом, — отмечает Вячеслав Беляков.

Похожего мнения придерживается и Ольга Кишаковская.

"Избирателей это уже особо и не раздражает. Вряд ли уголовные дела по местным чиновникам сейчас оказывают значительное влияние на избирательный процесс, — говорит эксперт. — Вопрос в другом. Насколько население вообще воспринимает это как комплексную работу по борьбе с коррупцией. Но, в целом, скорее одобрительно относится. Во всяком случае, после тех кадров вспученной дороги во Владивостоке, отремонтированной по госпрограмме, объяснение, что это из-за того, что забился колодец, звучало как издевка. Полагаю, уголовное дело по халатности на фоне всего этого воспринимается как справедливая оценка ситуации.

Автомобильная релокация чиновников

Президент Владимир Путин на этой неделе предложил пересадить госслужащих на отечественные автомобили. Попытки выкорчевать чиновников из сидений иномарок принимались и еще с ельцинских времен. Но заграничный автопром оказался настолько благодатной почвой для столоначальников, что они прирастают к ней намертво при первом же касании. Приморские чиновники — не исключение.

«Все чиновники страны должны ездить на отечественных автомобилях. Где-то будет поскромнее, чем раньше, ничего страшного. Наоборот, даже хорошо», — заявил глава государства на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности.

В последние два года разговоры об автомобильной релокации представителей власти усилились и уплотнились, не перестав быть разговорами.

В июле 2023 года за массовые пересадки выступал и глава Минфина Антон Силуанов («мы как Минфин готовы первыми поучаствовать в закупке отечественных автомобилей» — цитата по ТАСС (18+)), и спикер Госдумы Вячеслав Володин («в нашей власти, чтобы как можно быстрее парк ГД пополнили лады и москвичи» — цитата пресс-службы ГД).

Об автомобильных пристрастиях приморских чиновников можно судить не только по парковке перед зданием правительства, но и по сайту госзакупок. С начала года было объявлено более 15 тендеров на замену запчастей, анализ которых дает вполне ожидаемый результат — в автомобильном отношении власти как никогда близки к народу.

В конце февраля КГКУ «Центр государственных закупок приморского края» объявил аукцион на замену лобовых стекол почти трем десяткам машин:

— LEXUS LX 570.

— LEXUS LX 470.

— TOYOTA LAND CRUISER 200.

— TOYOTA LAND CRUISER 100.

— TOYOTA LAND CRUISER PRADO (4 шт.).

— TOYOTA HIACE (2 шт.).

— NISSAN ELGRAND.

— NISSAN PATROL.

— NISSAN PATFINDER.

— CHEVROLET.

— Ssang Yong KYRON II.

— Ssang Yong REXTON II.

— TOYOTA CAMRY.

— MITSUBISHI CANTER.

— DAEWOO BH 090.

— ПАЗ Vektor NEXT.

— ГАЗ 330273.

— TOYOTA COROLLA.

— NISSAN DIESEL.

— ISUZU W71421.

— УАЗ.

— GMC SAVANA.

— HYUNDAI COUNTY.

Срез показательный — примерно такая же пропорция сохраняется по всем остальным контрактам — море японок и корейцев с редкими вкраплениями «газели, уазели и пазели».

«Как известно, вечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как чиновников пересаживают на российские автомобили, — считает Вячеслав Беляков. — Истории про последнее лично я слышал ещё в младшем школьном возрасте».

Впрочем, подчеркивает эксперт. если под «российским автопромом» подразумевается китайский, то в среднесрочной перспективе пересадка на него естественным образом грозит не только чиновникам, но и всем жителям.

Политолог Ольга Кишаковская в авторском телеграм-канале «Политика с О. К.» (18+) отметила, что в самом сложном положении окажутся депутаты.

«На них вроде и не распространяется указание президента. Они же не чиновники. Но если не отказаться от своих Лексусов, Мерседесов, Гелендвагенов, Рендж Роверов, то избиратели на это точно будут постоянно обращать внимание, — считает эксперт. — Будут фотографировать, выкладывать в соцсети и при каждом удобном случае напоминать. Так что депутатов ждут моральные мучения: менять или не менять».

Впрочем, исполнение президентского предложения может уберечь муниципальные власти от скандалов. Вроде того, что разразился в мае над администрацией Тавричанки в Надеждинском районе. Чиновники решили приобрести американский джип, стоимостью в 2,1 млн рублей, что соответствовало шестой части годового бюджета поселка. Тогда странную закупку пресекло вмешательство Олега Кожемяко.

Если же местные администрации объявят о закупке отечественного внедорожника, то нужно обладать определенной мерой безжалостности к российскому автопрому, чтобы зарубить эту похожую на фатализм интенцию.