Польские шторы для белорусского балкона: нужна ли ЕС изоляция Беларуси

Закрытие железных и автомобильных дорог в Беларусь вызовет недовольство Польшей со стороны Китая, так как тут проходит «Шелковый путь» — важный канал поставок китайских товаров в Европу, а перекрытие железной дороги затронет и западные страны.

Источник: Sputnik.by

Анонсированная идея полного закрытия границы с Беларусью со стороны ЕС ожидаемо провалилась, что стало окончательно ясно по итогам координационного совещания глав МВД Литвы, Польши и Латвии, которое прошло в Варшаве 28 августа.

Политические «хотелки» разбились о реальность экономического спада ЕС из-за антироссийских санкций. Под «благовидным» предлогом на границе оставили все как есть.

Казус Каминьского

Казус озвучившего общее решение глав МВД польского министра Каминьского состоит в том, что санкционная политика Запада пожирает своих детей. Об этом стоит подумать не только министру, но и другим польским политикам из правящей коалиции «Право и справедливость», которые призывают все новые санкции на головы белорусов и русских, при этом на осенних выборах хотят сохранить свой статус-кво.

Их шансы тают прямо на глазах, а разыгрываемая антибелорусская карта, похоже, сыграет против них самих. Запоздалый проблеск здравого смысла на польско-балтийском совещании глав МВД не отменяет саму постановку вопроса о полной изоляции Беларуси. Заставляет задаться вопросом по отношению к польским и литовским политикам, ратующим за воссоздание железного занавеса: что у них в головах?

Только железным занавесом от экономических законов не отгородиться, о чем ясно сигнализирует экономика Польши. Издание Rzeczpospolita на основе данных частного аналитического агентства отмечает, что основная проблема польских компаний — высокая инфляция и связанное с ней сокращение затрат. Общее количество компаний, приостановивших свою деятельность в Польше в первом полугодии 2023 года, составило 66% от количества таких фирм в течение всего 2022 года.

Аналитики делают вывод, что если такая тенденция сохранится в течение следующих шести месяцев, то в декабре 2023 года количество «замороженных» предприятий превысит 220 тысяч, что на 30% выше, чем в 2022 году. Наибольшую долю в общем количестве приостановивших свою деятельность составляют компании строительной отрасли. Из 110,5 тысячи таких субъектов в 2023 году до 27 тысяч — строительные предприятия (24%). В торговой отрасли как розничной, так и оптовой, приостановили свою деятельность более 18,2 тысячи компаний, т.е. 16,5%.

В научно-технической сфере работу временно прекратили 12,2% предприятий, в сфере промышленной переработки 8,6%, в области транспортировки и хранения 7%, в секторе информатики и связи 5,7%.

Вывод польских аналитиков неутешителен: большое количество приостановивших свою деятельность компаний является прелюдией для роста числа банкротств в последующие месяцы. Особенно пострадают строительство, торговля, транспорт — таков подарок правящей коалиции ПиС к грядущим парламентским выборам.

Преграда на Шелковом пути

В мерцающем свете политического фанатизма закрытие границы с Беларусью виделось ПиС как соломинка, благодаря которой они выберутся из тупика. Не судьба, к тому же поляки не одиноки в своих жалобах на спад экономики, нынче они сыплются как из рога изобилия в ЕС из уст политиков различного уровня. Такова цена русофобии, которой в политическом классе Польши, кажется, принято бравировать.

Полное закрытие границы с Беларусью, если бы на него решились в Польше, скорее всего, дало бы обратный эффект, похоронив даже призрачные надежды для ПиС на грядущих выборах. В этом смысле голосом здравого смысла звучат слова президента польско-белорусской Торгово-промышленной палаты Казимежа Здуновского.

Еще в марте прошлого года он заявлял о более чем 500 польских фирмах, успешно работающих в Беларуси «несмотря ни на что». Что касается белорусских предприятий, то их взрывной рост в Польше произошел в 2017 году, когда их насчитывалось более двух тысяч. Антироссийская истерия измазала черными красками прежнюю экономическую пастораль в ЕС. Канцлер ФРГ Олаф Шольц жалуется, что в Германии неудовлетворительный рост экономики из-за взлета цен на энергоносители.

И только глава европейской дипломатии Жозеп Боррель выступает в роли этакого деревенского блаженного, утверждая, что общий европейский экспорт на российский рынок в сравнении с 2021 годом сократился на 54%, что в совокупности говорит об эффективности ограничительных мер в отношении России. Похоже, господина Борреля даже в ЕС никто не воспринимает всерьез.

Тем временем Россия по итогам 2022 года вошла в пятерку крупнейших экономик мира, а западный железный занавес подталкивает к укреплению пророссийских коалиций, к которым сегодня можно отнести не только Союзное государство и ЕАЭС, но и БРИКС, и ШОС. Так сбывается страшный сон оголтелых борцов с «российской угрозой», что, похоже, заставляет прийти в себя некоторые горячие головы в Литве и Польше.

Нашлись там и те, кто не поддался геополитической истерии. Осознавая, что проект решения о закрытии белорусско-польской границы уже лежит на столе премьер-министра Моравецкого и может привести к необратимым для польской экономики последствиям, тревогу забили представители торгово-промышленного лобби.

Главный аналитик Польской торговой палаты Петр Сорочинский заявил, что не следует обольщаться тем, будто под давлением окажется только Минск. Закрытие железных и автомобильных дорог в Беларусь вызовет недовольство Польшей со стороны Китая, так как тут проходит «Шелковый путь» — важный канал поставок китайских товаров в Европу, а перекрытие железной дороги затронет и западные страны.

Безвиз в Междуморье

Польский эксперт считает, что Пекин будет использовать все контакты и влияние, в том числе в Берлине и Париже, чтобы расчистить путь для своих товаров. То есть затраты от закрытия границы могут перевесить мнимые выгоды. Ему вторит тот же Здуновский, который не понимает, как закрытие Малашевичей — польского железнодорожного терминала недалеко от белорусской границы — повлияет на Беларусь.

Это терминал, соединяющий Европу с Китаем, а Беларусь именно транзитная страна. Закрытие грузовых перевозок подорвало бы доверие к Польше со стороны всего Востока.

«Действительно ли мы готовы пойти на такие шаги, можем ли позволить себе такой жест?» — задается вопросом Здуновский.

К тому же модернизация Малашевичей является одним из значимых инвестиционных проектов для Варшавы в сфере логистики. Кто же станет переваливать через него грузы, если закрыть границу? По мнению Здуновского, ее закрытие не станет катастрофой для Минска, переориентирующего свои торговые потоки в Россию и Азию.

В свою очередь Сорочинский напоминает, что санкции против Беларуси уже доставили немало неприятностей польским экспортерам и компаниям, которые зарабатывают на жизнь торговлей с Беларусью. Закрытие границ будет означать и закрытие возможности их функционирования.

«Вы должны быть готовы к последствиям, а это означает огромные затраты», — взвывает он к здравому смыслу, обращаясь к польским властям.

По подсчетам Центра восточных исследований Польши, уже введенные Варшавой ограничения в отношении Беларуси привели к потере Польшей транзита грузов, стоимость которых в прошлом году составила около $1 млрд долларов. Польские эксперты признают, что Кремлю удалось спасти белорусский экспорт.

Издание Money.pl приводит данные о том, что в первом квартале 2023 года продажи товаров из Беларуси в Россию были самыми высокими за десятилетие и увеличились почти на 60%. Кроме того, российско-белорусский товарооборот достиг примерно $23 млрд и вырос на $7 млрд. Почти вдвое увеличился и объем экспорта из Беларуси в Китай, достигнув $1,6 млрд. Об этом пишут в самой Польше.

После прекращения работы 18 августа двух погранпереходов на границе Литвы и Беларуси советник президента Литвы Кястутис Будрис сообщил о том, что на данный момент нет необходимости полностью закрывать литовско-белорусскую границу. Как видим, к его голосу тоже прислушались, а еще прислушались к голосам тысяч литовцев и поляков, которые путешествуют в Беларусь по безвизу.

Как бы ни старались польские и литовские политики играть в свою любимую игру по выстраиванию антироссийского «санитарного» кордона «от моря до моря», просто взять и завесить шторкой нависающий в Междуморье белорусский балкон не удастся. Им придется с этим жить.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.