Источник «Ъ», близкий к одному из профильных министерств, рассказал, что до конца года правительство планирует внести в федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» (входит в нацпрограмму «Цифровая экономика») мероприятия, связанные с регулированием контента в видеоиграх.
Пока, по его словам, речь идет о запуске системы возрастной маркировки, аналогичной международной PEGI (Pan European Game Information — европейская рейтинговая система компьютерных игр, используется для присвоения рейтинга играм с 2003 года, применяется в 39 странах). Между регуляторами есть разногласия о механизмах проведения экспертизы, добавляет собеседник «Ъ», в дискуссии участвуют Минцифры, Минздрав, Минэкономики, 1С (у нее есть кипрское игровое подразделение 1C-777 Limited, разрабатывало линейки «Ил-2 Штурмовик») и VK (развивает VK Play).
Минэкономики по поручению президента уже подготовило изменения в федеральный проект, они вынесены на утверждение профильной правкомиссии, подтвердили «Ъ» в аппарате вице-премьера Дмитрия Чернышенко: «Изменения направлены на предупреждение бесконтрольного распространения среди детей деструктивной информации».
В Минцифры переадресовали вопросы в Минэкономики, там и в Минздраве «Ъ» не ответили. В 1С отрицают участие в обсуждении инициативы, в VK отказались от комментариев.
Регулирование разных аспектов видеоигр в этом году активно обсуждается на разных уровнях. В сентябре «Центр стратегических разработок» (ЦСР) выпустил исследование «Виртуальные активы: NFT и виртуальные предметы в компьютерных играх и метавселенных».
Подведомственный Роскомнадзору Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ) в ноябре выпустил доклад, в котором предложил определить правовой статус внутриигровых предметов, а также заставить игровые площадки соблюдать требования «пакета Яровой», то есть хранить информацию о сообщениях пользователей и предоставлять к ним доступ следственным органам.
Российское законодательство уже предусматривает возрастную маркировку контента в рамках ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию», отмечает руководитель практики по сопровождению IP и IT сделок Semenov & Pevzner Ирина Остапчук. Она поясняет, что под действие закона подпадает вся информационная продукция, в том числе «программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ) и базы данных», к которым можно отнести и видеоигры. Но сейчас госструктуры не принимают участия в анализе контента и его маркировке перед публикацией, уточняет юрист: «По действующему закону классификацию осуществляет производитель игры или ее распространитель, но госорганы могут проанализировать уже выпущенную игру по своей инициативе или запросу гражданина».
Такие видеоигры (шутеры) влияют на детей, и нередко случается так, что ребенок хочет повторить сценарий в реальности.
Руководитель направления «Цифровое развитие» ЦСР Александр Малахов уточняет, что под действие ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред» видеоигры подпадают лишь формально: закон регулирует только информацию, которая не подразумевает интерактивности (например, фильмы, книги, музыку
Избыточное регулирование негативно скажется на развитии отрасли онлайн-игр, так как компаниям придется расширять юридические департаменты для проверки разработок, считает собеседник «Ъ» из числа участников рынка: «Всем выгодно, если рынок станет прозрачным, максимально открытым и безопасным для пользователей всех возрастов. Но почему бы не водить новшества поэтапно, учитывая международный опыт». В противном случае, уверен источник «Ъ», дублирование регуляторных процессов усложнит жизнь небольших и даже крупных студий, а «некоторые издательства вообще может поставить на грань выживания».
Никита Королев