Картина дняПолитикаЭкономикаОбществоПроисшествияСВОФинансыСпортВфокусеПогодаКурсыСделано в России

Минпромторг России создаст национальную систему кибербезопасности автомобилей

21 ноября,источник: Газета.Ру

Минпромторг заказал аналитическое обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей, узнала «Газета.Ru». Министерство заинтересовалось возможностью хакеров вскрыть электронные блоки управления автомобилей россиян. Эксперты говорят, что внедрение такой системы потребует доработки машин уже на заводах.

Минпромторг России создаст национальную систему кибербезопасности автомобилей
Источник: Газета.Ру

Минпромторг заказал аналитическое обоснование для внедрения в России национальной системы кибербезопасности автомобилей, узнала «Газета.Ru». Министерство заинтересовалось возможностью хакеров вскрыть электронные блоки управления автомобилей россиян. Эксперты говорят, что внедрение такой системы потребует доработки машин уже на заводах.


В России создадут национальную систему обеспечения кибербезопасности автомобилей и адаптируют для нее нормативную базу, следует из заказа Минпромторга на оказание экспертно-аналитических услуг. С соответствующими документами ознакомилась «Газета.Ru».


Власти намерены разобрать инциденты в сфере кибербезопасности, которые касались транспортных средств. Предлагается создать методы анализа защиты программного обеспечения электронных блоков управления (ЭБУ) автомобилей.


В ходе этой работы будет сформирован перечень угроз, которым подвергаются автомобили с точки зрения защиты от хакерских взломов.


Первая разрабатываемая в России платформа кибербезопасности транспортных средств была представлена премьер-министрам России, Белоруссии и Казахстана на выставке «Иннопром» в Казани еще в 2023 году.

Сообщалось, что разработку первой в России облачной платформы кибербезопасности подключенных транспортных средств ведут подведомственное Минпромторгу ФГУП «НАМИ», «Лаборатория Касперского» и АО «ГЛОНАСС».


«~Главная задача создаваемой нами первой в России платформы кибербезопасности транспортных средств — защита миллионов россиян~ — пользователей транспортных систем от преднамеренных кибератак, хакерского перехвата управления машинами, в результате которых могут быть заблокированы дороги и города, нанесен ущерб гражданам и государству», — заявил тогда гендиректор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич.


От активации подписок до управляемых аварий.


В «Лаборатории Касперского» сообщили «Газете.Ru», что техническая часть системы находится в проработке. Пока что нет четкого портрета злоумышленника, а источники угроз, откуда могут быть совершены атаки на автомобили, очень разнообразны.


«Например, это может быть пересылка зловредных обновлений на автомобиль с целью получения злоумышленником привилегий, которые обеспечат ему доступ к управлению критическими функциями транспортного средства, — рассказал “Газете.Ru” менеджер по работе с технологическими партнерами KasperskyOS Евгений Захлебаев.


По его словам, в рамках других проектов в области автомобильной кибербезопасности «Лаборатории Касперского» были проработаны различные сценарии таких атак. ~Они могут привести к ущербу абсолютно разного уровня, начиная от активации платных подписок, заканчивая управляемыми авариями~, отметил собеседник.


Эксперт по кибербезопасности и бизнес-консультант Positive Technologies Алексей Лукацкий заявил, что есть случаи, когда хакеры внедрялись в работу автомобилей, ~отключая тормоза или управляя двигателем машины~.


«В зависимости от марки и модели автомобиля, существует возможность вмешательства в работу навигационной системы, электронного иммобилайзера, мультимедиасистемы. Это позволяет подменять координаты, красть медиаконтент и персональные данные», — перечислил Лукацкий «Газете.Ru».


Целесообразность внедрения системы.


Установить систему противодействия киберугрозам можно и в уже эксплуатирующиеся машины, но внедрение такого решения на этапе проектирования автомобиля будет способствовать существенному сокращению издержек, заключил менеджер по работе с технологическими партнерами KasperskyOS.


Оснащение системой противодействия киберугрозам машин, уже находящихся в эксплуатации, финансово нецелесообразно, уверен Лукацкий.


«Это актуально только для новых автомобилей, потому что начинить старые автомобили новой микроэлектроникой по цене может оказаться дороже, чем остаточная стоимость всего автомобиля», — сказал Лукацкий.


На сегодняшний день такая система скорее может работать для грузового транспорта, потому что «КамАЗ», ГАЗ и другие российские автогиганты собирают практически все самостоятельно в России. Если говорить про личный автотранспорт — есть вопрос, насколько мы может управлять всей цепочкой производства и разработки ПО, которое используется в автомобилях, выпускающихся под российским торговыми марками, но на самом деле являющихся китайскими, аргументировал эксперт.


«Внедрение системы кибербезопасности машин в России будет актуально, если мы говорим о выпускаемых в России автомобилях, где мы контролируем всю цепочку производства, разработку программного обеспечения и всей микроэлектроники. Тогда мы можем ее мониторить и можем при определенных условиях контролировать», — подытожил Лукацкий.


«Газета.Ru» направила запросы в Минпромторг, НАМИ и АО «ГЛОНАСС» относительно сроков внедрения системы кибербезопасности для автомобилей в России и объемов инвестиций на ее создание, на момент публикации ответы в редакцию не поступили.