Картина дняПолитикаЭкономикаОбществоПроисшествияСВОФинансыСпортВфокусеПогодаКурсыСделано в России

Неподходящая полоса. Почему борт «Уральских авиалиний» не сел в Омске?

13 сентября 2023,источник: АиФ Омск
Мог ли пассажирский самолёт Airbus A320 сесть в Омске, почему не полетел в Тюмень, а предпочёл Новосибирск?

После происшествия 12 сентября 2023 года, когда самолёт «Уральских авиалиний», летевший рейсом Сочи — Омск, совершил аварийную посадку, вновь заговорили о так и не появившемся новом аэропорте Омска. Опять вспоминали всех губернаторов Омской области, включая последнего, четвёртого, которые поочерёдно обещали построить/достроить Фёдоровку.

Деревня эта располагается к северо-западу от Омска, от центра города её отделяет почти 30 км, от городской границы — 15. Впервые о новом аэропорте заговорили в конце 1970-х, а работы начали в… 1982 году. По сравнению с легендарным омским метро этот проект тянет на звание ветерана и победителя рейтинга долгостроев.

История с географией.

Аэропортом в черте города никого не удивишь: есть они и за границей, и на просторах Российской Федерации. Кстати, в Омске самая первая взлётно-посадочная полоса для пассажирских самолётов и аэровокзал располагались в районе нынешнего ипподрома. Если бы и дальше развивалась на этом месте инфраструктура, то наш город получил бы воздушную гавань в самом своём сердце. Однако к концу 1920-х годов аэропорт перенесли на левый берег Иртыша. Под новый объект приспособили контору и мастерские мельницы купца Емельянова.

После построили первый аэродром, ныне это памятник советского конструктивизма. Нынешний Омск — Центральный имени Д. М. Карбышева возведён в 1970 году. Расстояние до центра — 5 км. Также в черте города располагается военный аэродром совместного базирования Омск-Северный, правда, он не предназначен для гражданской авиации.

ВПП — взлётно-посадочная полоса.

Аэропорт Омска — международный. Имеет одну взлётно-посадочную полосу, длина которой 2 500 метров. Для сравнения, ближайший к Омску аэропорт Толмачёво в Новосибирске имеет две ВПП — 3597 м и 3602 м, Рощино в Тюмени — две посадочные полосы по 3000 м и 2700 м.

Принимает Омск самолёты различного типа, в том числе Airbus A320 — борт, предназначенный для авиалиний малой и средней протяжённости. Почему же он не стал приземляться в Омске, не полетел в Рощино, а взял курс на Толмачёво? Вот что о ЧП говорят эксперты.

Реакция бывшего директора аэропорта «Омск-Центральный» Сергея Круглова была жёсткой. «Я не знаю, зачем он вообще туда попёрся. При таких условиях, что сейчас озвучены, он волне мог сесть и на полосу аэропорта Омск-Центральный, ее бы хватило», — цитирует его Город 55. И он же предложил вспомнить об аэропорте «Омск-Северный», там полоса действительно длиннее. По его мнению, пилоты сильно рисковали, сажая Airbus A320 на грунт.

Если дело в длине полосы, то Тюменское Рощино могло бы принять лайнер на своём ВПП. Издание «Наш город» опубликовало мнение своих экспертов. Так, тюменский пилот Анатолий Борисов сообщил, что Тюмень посчитали тоже неподходящей для посадки.

«Вдобавок могли возникнуть проблемы со связью. Обычно по регламенту кто быстрее отвечает, того и выбирают. Возможно, в Тюмени просто не успели достаточно быстро отреагировать», — отметил пилот.

Фёдоровке быть?

Ещё в июне 2023 года Виталий Хоценко ещё в статусе врио рассказывал о планах на новый аэропорт. Вновь прозвучали новые сроки — 2028 год. Об этом рассказал ТАСС в кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

«Самая ближайшая задача — выйти на концессионное соглашение. По-хорошему, должны сделать это ещё до конца года, — сказал тогда Хоценко. -Сейчас у нас аэропорт в городе, мы планируем его выносить на 30 км от центра города. Планируем до 2028 года проект реализовать. Самая ближайшая задача — выйти на концессионное соглашение. По-хорошему, должны сделать это еще до конца года».

Прежний губернатор Александр Бурков говорил, что проектный комитет транспортной части комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) предложил включить проект аэропорта Омск-Фёдоровка в «лист ожидания».

Такой список был составлен из объектов, которые прошли ранжирование, но не обеспеченные финансированием. Называлась и сумма — из федерального бюджета необходимо более 16 млрд рублей, а полная стоимость объекта составляет 36 млрд рублей. Но в декабре 2022 года тот же Бурков сообщил, что инвестор найден, и власти рассматривают возможность строительства аэропорта целиком за счёт частных средств. Ждём развития ситуации, быть может, инцидент с самолётом ускорит процесс.

Вспомним, а много ли построили аэропортов за последние лет 10? Оказалось, что по пальцам пересчитать. В 2012 году в Якутии открыт «Талакан» и «Бованенково», Итуруп (Ясный) в 2014 году на Сахалине. В 2015-м «Сабетта» на Ямале, в 20016-м — «Жуковский» в Московской области. В 2017 году в Ростовской области появился аэропорт «Платов», в 2019-м в Саратовской области заработал аэропорт «Гагарин», в 2021-м Ремезов в Тюменской области. Также в 2021 году первый рейс принял новый аэропорт Утренний на полуострове Гыдан в Ямало-Ненецком автономном округе. Также можно вспомнить реконструкцию аэропортов в Перми и Севастополе.

Сейчас идёт строительство аэропорта Циолковский вблизи космодрома Восточный и города Циолковский. Его создают для практической деятельности космодрома «Восточный». Реконструируют по современным стандартам аэропорт и в недалёком Новокузнецке — туда летят туристы, чтобы покататься на горных лыжах в Шерегеше.

Люди же в миллионном Омске по-прежнему живут так называемыми ночными рейсами (в Омске нет базовой авиакомпании, поэтому самолёты прилетают, выгружаются-разгружаются-заправляются и тут же улетают) и ждут, появится ли новый аэропорт.

Гипотетический и даже когда-то на 60% возведённый аэропорт в Фёдоровке пока ветшает. Его взлётку очень любят стритрейсеры — постоянно проводят там гонки. Понятно, что если там что-то и строить, то только заново. Значит, нам по-прежнему взлетать и садиться над городом? Это как минимум небезопасно и неэкологично.