Картина дняПолитикаЭкономикаОбществоПроисшествияСВОФинансыСпортВфокусеПогодаКурсыСделано в России

До последнего уводили вертолет от жилых домов: что известно о крушении вертолета Ми-8 под Казанью

26 октября 2023,источник: Комсомольская правда

Годовщина крушения Ми-8 в Зеленодольском районе, трагедия 2008 года унесла жизни четырех летчиков-испытателей.

До последнего уводили вертолет от жилых домов: что известно о крушении вертолета Ми-8 под Казанью
Источник: Комсомольская правда

Ровно 15 лет назад, 26 октября, под Казанью потерпел крушение вертолет Ми-8. Погибли четыре летчика, выжить удалось лишь одному члену экипажа. В годовщину авиакатастрофы вспоминаем причины произошедшего и рассказываем, как летчики ценой своей жизни смогли избежать десятки жертв.

Что известно о крушении вертолета Ми-8 под Казанью

В тот роковой день вертолет Ми-8 совершал испытательный полет. В 14.00 воздушное судно с пятью членами экипажа на борту вылетело с аэродрома Казанского вертолетного завода. Спустя 5−7 минут после взлета, на высоте около 300 метров, вертолет стало сильно кренить. Пилоты потеряли управление. Судно стало резко снижаться.

В это время Ми-8 пролетал над поселком Новая Тура, что в 15 километрах от Казани. По словам очевидцев, вертолет пару раз перевернулся в воздухе и рухнул на дорогу на окраине поселка всего в нескольких метрах от жилых домов.

Перед этим командир воздушного судна приказал экипажу эвакуироваться. Однако спастись успел только второй пилот, который выпрыгнул с парашютом на высоте 70 метров. Выжил только он.

Погибшие при крушении вертолета Ми-8 под Казанью

На борту Ми-8 находились пять человек: 56-летний командир вертолета Петр Чумаков, 43-летний второй пилот Ринат Галимов, 55-летний штурман Борис Макаренко, 43-летний бортинженер Фарид Хуснимарданов и 35-летний ведущий инженер Максим Иванков.

Ринат Галимов спасся. Выпрыгнув с парашютом, он получил травму позвоночника он был госпитализирован в больницу. Остальные члены экипажа погибли.

Проститься с летчиками пришло около тысячи человек: родственники, коллеги и просто знакомые. ДК вертолетного завода не мог вместить всех, кто хотел проститься с погибшими. У входа выстроилась огромная очередь. Люди поочередно проходили мимо закрытых гробов, они несли цветы. Похоронили погибших членов экипажа на кладбище на Сухой реке в одном ряду.

«Даже когда мы падали, был абсолютно спокоен»

Пилот Петр Чумаков спас, как минимум, с десяток человеческих жизней. Немыслимым образом он сумел увести неуправляемый вертолет от жилых домов, не повредив при этом линии электропередач и газопровод.

Корреспонденты «КП-Казань» первыми взяли интервью в палате у выжившего летчика с вертолета МИ-8. Ринат Галимов отмечал, что с командиром всегда было надежно и легко. Он был абсолютно неконфликтным человеком, любую проблему мог разрешить мирно.

«Чумаков никогда ни на кого не повышал голоса. Даже когда мы падали, был абсолютно спокоен. Все делалось и говорилось четко. Так он и команду дал — прыгать, когда стало ясно, что сделать мы уже ничего не можем. Я ближе всех к двери сидел. Открыл и выпал. Остальные уже не успели», — вспоминает Галимов. — «Я и вертолет одновременно упали. Я потом в новостях слышал, местные жители говорили, что взрыв был. Я этого не слышал, хотя сознания не терял. Упал очень удачно — ни на дорогу, ни на кирпичи, а на песок. Даже синяков на теле нет, только на шее. А как ребро и позвонки повредил, даже не знаю. Может и не от падения, а оттого, что парашют резко открылся».

Вокруг авиакатастрофы ходило много слухов. В том числе и то, что парашюты были не у всех. Галимов этому крайне удивился в разговоре с корреспондент «КП», ведь в вертолете они лишнего места не занимают и смысла брать их меньше — просто не было.

Причины крушения вертолета Ми-8 под Казанью

Изначально рассматривали две версии: отказ техники и ошибка пилота. Последнюю версию отвергали все, кто знал Петра Чумакова. Пилот являлся кавалером ордена «За службу Родине в вооруженных силах СССР» 3-й степени, был заслуженным летчиком-испытателем России и одним из самых опытных пилотов Казанского вертолетного завода. Специалист такого класса попросту не мог совершать ошибки при пилотировании.

В ходе расследования выяснилось, что причиной крушения вертолета стал неправильно завернутый болт в узле управления.

Вместо того, чтобы установить его вниз и закрепить гайкой, работники завода его вставили снизу вверх и плохо закрепили. От вибрации во время полета болт выпал, это привело к самопроизвольному крену вертолета и потери управляемости. Было установлено, что ошибся один слесарь-сборщик, но четверо контролирующих его сотрудников предприятия почему-то проглядели брак. В результате — погибли люди.

Вину не признавали

Правоохранительные органы возбудили уголовное дело за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.

Обвинение было предъявлено трем сотрудникам завода: слесарю-сборщику, мастеру участка, контрольному мастеру бюро технического контроля, а также двоим специалистам 576-го военного представительства.

Они обвинялись по трем статьям: «выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть двух или более лиц», «причинение смерти по неосторожности двум или более лицам, вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей» и «причинения тяжкого вреда по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей».

Подсудимые свою вину не признавали и даже дважды пытались обжаловать приговор. Однако результаты авиатехнической экспертизы и следственных экспериментов подтверждали их причастность к произошедшему.

В сентябре 2010 года Авиастроительный районный суд Казани признал всех пятерых виновными в причинении смерти по неосторожности двум или более лицам вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей.

Также суд посчитал доказанной их вину в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей.

Слесаря-сборщика и контрольного мастера бюро технического контроля приговорили к 2,5 годам колонии, одного специалиста военного представительства — к 2 годам колонии-поселения, мастера участка и другого специалиста военного представительства — к 2,5 годам лишения свободы условно каждого с испытательным сроком в 2,5 года.

В ноябре 2010 года они подали кассационную жалобу в Верховный суд Татарстана с просьбой оправдать их, но дело лишь вернули на новое рассмотрение. В итоге слесарю-сборщику и контрольному мастеру бюро технического контроля скостили сроки на полгода, также были сокращены и испытательные сроки тем, кто был приговорен к условному лишению свободы.