Результаты исследования психологов из Дрексельского университета (США) опубликованы в журнале American Journal of Clinical Nutrition.
В исследовании, цель которого состояла в изучении эффективности разных подходов к похудению, принимали участие 262 человека с лишним весом или ожирением. Все они были случайным образом разделены на три группы.
Перед участниками из третьей группы стояла самая сложная задача — им требовалось самостоятельно принять решение просто не покупать вредные для себя продукты и не иметь их в домашнем холодильнике, а затем следовать такому решению. Чтобы мотивировать участников из этой группы пойти на такие изменения, им подробно рассказывали, зачем это нужно и к чему должно привести.
Кроме того, при работе с третьей группой исследователи практиковали максимально реалистичный подход. От участников не скрывали, какой тяжелый, сложный путь им предстоит. Им постоянно напоминали о том, с какими мощными силами они вступили в борьбу — от собственной слабости перед соблазнами до генетической предрасположенности к ожирению, а также о том, что многие факторы, связанные с лишним весом, находятся просто вне их власти.
В итоге наилучшие результаты продемонстрировала именно третья группа. Кроме того, у участников из этой группы оказались самые высокие показатели по шкале самоконтроля, то есть они лучше других могли справляться с пищевыми соблазнами и заставлять себя отказываться от вредной пищи. Мало того, у участников из третьей группы эти позитивные изменения сохранялись гораздо дольше, чем у остальных.
Исследователи предполагают, что тут сработал психологический механизм «назло» — чем больше участников запугивали трудностью стоящей перед ними задачи, тем сильнее им хотелось доказать, что они справятся.