Картина дняПолитикаЭкономикаОбществоПроисшествияСВОФинансыСпортВфокусеПогодаКурсыСделано в России

«Папа, тебя развели!»: истории жителей Башкирии о потерянных деньгах

6 июня 2023,источник: ИА Башинформ

Каждый слышал, читал, видел по телевизору, как едва ли не ежедневно людей обманывают телефонные мошенники.

Речь идет не о тысячах, а о сотнях тысяч и миллионах рублей — «играют» с доверчивыми гражданами по-крупному. И ведь попадают в сети аферистов даже те, кто считал, что с ним это никогда не произойдет. Как сообщил в беседе с журналистом «Башинформа» замминистра — начальник главного следственного управления МВД по РБ, генерал-майор юстиции Олег Олейник, за прошлый год более семи тысяч жителей республики «подарили» преступникам — 1 млрд 600 млн рублей, а за первый квартал этого года — уже более 600 млн рублей.

«Сегодня этот вид преступления очень распространен. И не открою секрета, деньги, которые так выманиваются, уходят далеко не на благие цели. У нас остается один способ предотвратить такие мошенничества — заниматься профилактикой. Мы ездим в трудовые коллективы, рассказываем, как все это происходит, убеждаем не доверять незнакомцам, звонящим с различных номеров. Но пока так происходит, что даже те, кто слушал, все равно упорно заталкивает деньги в банкомат на чужие счета», — сказал Олег Олейник.

«Папа, тебя развели!».

65-летний уфимец Вадим Петров (имя и фамилия изменены — прим. автора) много лет работает в престижной организации. Никогда не сталкивался с мошенниками до мая этого года. Жил спокойной размеренной жизнью. Воспитал двух сыновей — оба трудоустроились в систему правоохранительных органов, но когда пришла беда, мужчину аферисты оградили от всех близких, не дав даже посоветоваться с родственниками. А когда дело было сделано и Вадим Алексеевич рассказал о случившемся родным, сын ему сказал: «Папа, тебя развели. Поехали в полицию писать заявление».

«Мне позвонил в рабочий день с номера 900 якобы начальник собственной безопасности банка из Москвы. Назвал мои имя и фамилию. Заявил, что на меня оформлен кредит — 1 млн 280 тысяч рублей. Я отвечаю: “Ничего не оформлял я, и паспортные данные не давал”. Голос в трубке заявил, что в банке есть “нечестные” работники, которые передают личные данные клиента мошенникам. А у меня и зарплатная, и пенсионная карты — все через этот банк оформлены. Я испугался, больше даже не за себя, а за семью — такая огромная сумма! И ведь когда приходишь в банк за кредитом, его же так просто не дадут, даже 150 тысяч рублей. Здесь и возраст, и поручители, и данные о заработке нужны. А тут — ничего не надо! Мне сказали, что это дело срочно нужно предотвратить. И запугали, что это все строго конфиденциально — разглашать возникшую ситуацию нельзя, так как будут последствия, уголовное преследование. Встревоженный, накрученный, приехал на своей машине в ближайший кредитный отдел банка, все это время не выпускал телефон из рук, мной полностью управляли. В отделении смотрю в монитор — все мои паспортные данные, номер телефона и сумма. Я был в шоке! Мне сотрудник банка говорит: “Расписывайтесь и получайте сумму”. На мою карточку перевели эти деньги», — поделился Вадим Алексеевич.

По его словам, документы на кредит не выдали. Голос в трубке сказал: «Надо обналичить». Пришлось поискать отделение, где могут выдать наличными столь крупную сумму. Но в связке с аферистом все очень быстро и «удачно» получилось.

«Он знал, где есть деньги! Но вот откуда? Приехал в центральный офис — все обналичил. Дальше указал положить в другой банк, чтобы якобы злоумышленники не воспользовались этими деньгами. В телефоне все высвечивалось: какой счет, какой код запускать. Я только мобильник прикладывал к банкомату. Полный контроль. Когда все закончилось, он пропал», — добавил уфимец.

После случившегося Вадим Алексеевич не только пошел в полицию, но и сразу же направился в отделение банка — написал заявления, закрыл счета. Завели уголовное дело о мошенничестве. Уфимец намерен судиться и с банком. «В себя я уже пришел, но теперь предстоит все это разгребать», — добавил он.

«Такая практика по республике действительно есть, когда граждане подают иски в суд, и суды выносят решение о признании банка потерпевшим. И в таком случае банк компенсирует жертве обмана денежные средства. А уже в порядке регресса, в случае задержания злоумышленника, будут приниматься меры по взысканию этих денег с него, — заявил Олег Олейник. — Обращайтесь в суд, это ваше право».

«Отрезали» от всего мира.

39-летняя жительница Стерлитамака Алсу Тазетдинова (имя и фамилия изменены — прим. автора) много лет работает в детском саду. В преддверии выпускных забот прибавилось, навалилась дополнительная нагрузка. В день, когда она на протяжении нескольких часов делала презентацию для выпускного, завибрировал телефон. Незнакомый номер. Алсу Тагировна ответила. Незнакомый женский голос заявил, что на связи следователь СКР по РБ, старший лейтенант. Назвала полностью имя-отчество женщины, а также дату рождения, адрес проживания, паспортные данные. Она даже знала, как зовут начальницу работницы детсада.

«Сказала мне, что вчера в банк пришел человек, который представился моим братом, что, конечно же, не так. Якобы у него была генеральная доверенность на снятие моих накоплений — 997 тысяч 867 рублей. Добавила, что деньги снять ему не удалось, но сейчас, чтобы средства обезопасить, нужно их снять и переложить на другие счета, припугнув статьей о “неразглашении”», — рассказала о ставшей уже стандартной схеме обмана жительница Стерлитамака.

Женщина отпросилась, ушла с работы. Ее несколько раз переключали с одного «специалиста» на другого, везде и всюду заказывали такси и оплачивали поездки от одного банка до другого. Строго-настрого приказали быть всегда на связи и не выключать телефон.

«Меня соединили со специалистом “центробанка”. Мне якобы выделили деньги для решения проблемы, которые принадлежат не мне, а банку. На такси довезли до банка, я сняла 300 тысяч рублей. В мессенджер пришел номер счета, якобы моего, на который мне нужно было закинуть эти деньги. И так как сумма большая, мне пришлют еще номер счета. Через банкомат я в две операции положила сумму. Чеки сфотографировала — отправила, типа эти деньги принадлежат “центробанку”. Затем я сняла еще 600 тысяч, 97 тысяч — и все по той же схеме. Потом мне сказали посидеть в кафе, подождать. В этот момент они смотрели, что происходит с моим счетом. И тут еще новость — на меня типа оформили кредит 1 млн 313 тысяч рублей. “Но с ним будем разбираться завтра”, — сказал голос в трубке», — сообщила она.

Женщина пришла домой, не поев, просто упала на кровать и уснула. Очнулась только утром из-за назойливого звонка. Снова незнакомец пригрозил статьей о неразглашении, чтобы жертва не сорвалась с крючка, никому ни о чем не рассказала.

«Мне прислали документы, что по вопросу кредита будет возбуждено уголовное дело против банка. В общем, я сделала все то же самое, что и в предыдущий день, но уже с кредитными деньгами, — сказала Алсу Тагировна. — После всех этих манипуляций с деньгами курьер привез документы, что кредит списан, а на мой счет зачислена зарплата. Но потом выяснилось, что все это ложь — денег нет, а есть только долги».

Она призналась, что поначалу ее смущало, что катают бесплатно на такси, «окружили заботой», но в какой-то момент женщина «вырубилась» и «поплыла», полностью отдав себя во власть людей в телефоне. Сейчас ее делом занимается настоящий следователь.

Дедушка- «инвестор».

Историю начинающего 67-летнего инвестора Кирилла Фомина (имя и фамилия изменены — прим. автора) рассказала его дочь Вероника. Родственники живут отдельно, но часто общаются, навещают друг друга.

«Сотрудники брокерской компании, не знаю как, но связались с моим отцом. Предложили инвестировать, заработать много денег. Сначала он отказывался, но они нашли убедительные слова — обрабатывали его 1 час 40 минут. Мне ничего не сказал. Его первые вложения — 10 тысяч рублей, отец сам перевел их на “Киви кошелек”, хотя он мало разбирается во всем этом. Якобы ему вернули 1,5 тысячи рублей. Потом предложили еще вложиться, чтобы начать получать больше, полмиллиона рублей. Конечно, отец сказал, что таких денег у него нет. Посоветовали взять в кредит. На компьютере он включил демонстрацию экрана, они полностью им руководили: куда нажать, что сделать. Он онлайн смог оформить кредит на полмиллиона рублей. В довесок банк ему дал кредитную карту на 110 тысяч рублей, оформил страховку жизни на 89 тысяч рублей. Отец сходил в банк, ему перечислили эту сумму на пенсионную карту. Мошенники предложили открыть счет в другом банке, куда он стал перечислять кредитные деньги по 50−100 тысяч рублей», — поделилась Вероника.

Пожилого мужчину не смутило, что деньги утекают иностранному гражданину. У него была платформа, по которой Кирилл Вадимович следил за операциями. Когда он перевел основную сумму — 520 тысяч рублей, тогда только позвонил дочери и сообщил, что стал инвестором.

«Я сказала: “Папа, ты понимаешь, что попал в лапы мошенников?”. Нет! Он начал меня уверять, что это не так, что ему так и говорили, что родственники будут против. Никак не могла убедить пойти в полицию. Никаких кредитных договоров с банком нет, ничего нет на руках, кроме страховки жизни. И вообще, почему 67-летнему пенсионеру одобрили кредит, выдали кредитную карту — большой вопрос к банку. Последней каплей стало, что он с этой карты перевел 110 тысяч рублей. Мы сильно поругались. Отец до сих пор убежден, что он прав. Ему эта брокерская компания прислала код авторизации 518 000 для вывода денег, а он меня уверял, что это сумма сейчас придет. Это код авторизации! Конечно, никаких денег не было. Повела его полицию — написали заявление», — отмела она.

Пожилой человек половину из того, что делал, даже не помнит. И до сих пор Кирилл Вадимович убежден, что он инвестор, и что деньги скоро ему придут.

«Истории, рассказанные жертвами мошенников, будут нам подспорьем в нашей работе, а также предупреждением для всех остальных, кто еще не сталкивался с этой бедой. Важно эти истории донести до своих знакомых, близких, родственников, чтобы люди знали о способах мошенничества и были бдительны», — подытожил Олег Олейник.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ.

Главный эксперт отделения психологической работы УРЛС МВД по РБ Светлана Рамеева:

«Со стороны это все выглядит так: “Как же можно было поверить?” Но люди, попавшие в эту ситуацию, чаще всего говорят: “Не сравнивайте. Когда сам оказываешься внутри такой ситуации, все воспринимается иначе”. К сожалению, при разработке этих схем используются психотехнологии. И знания человеческой психологии, уязвимых мест, эмоций используются мошенниками во вред. Они знают фразы, как ответить на любое ваше возражение. Неравное положение: на том конце провода подготовленный ко всему человек, а вы — человек в состоянии стресса. Они используют разные технологии: авторитет (звонят представители крупных структур), сжимание во времени, удержание жертвы на телефоне часами. Они создают иллюзию того, что нужно решить вопрос здесь и сейчас, немедленно. Часто разговаривают очень жестко, грубовато, словно делают великое одолжение, что вам помогают “выбраться” из проблемы, как строгие учителя. И чем дольше вы разговариваете с ними, тем больше вероятности, что вы будете делать то, что вам говорят. Совершив одну операцию с деньгами, высока вероятность того, что вы все сделаете, что от вас захотят. И максимальная задача — отсоединить вас от отгружающего мира, чтобы вы ни с кем не взаимодействовали, были одни в помещении, вышли куда-нибудь, не общались с родственниками. Почему? Потому что вы в стрессе, ваше критическое мышление выключено, а у людей-то рядом оно есть, работает. И вдруг зашедшие в дом муж, дочь могут в секунду все остановить. Но если вы одни, то вы под гипнозом, а на самом деле, под воздействием манипуляций, сделаете то, что от вас хотят мошенники. Не разговаривайте с ними, просто не берите трубку, а если взяли, сбросьте, выключите телефон».

Заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии Уфимского университета науки и технологий Владимир Линевич:

«Каждый из нас думает, что мы, в силу каких-то причин, не попадем под влияние аферистов. Задача данных лиц — вывести вас из обычного состояния, например, напугать: “на вас оформили кредит”, “сейчас приедет полиция, начнутся разбирательства”. Подобные лица постоянно отрабатывают свой навык. Они как актеры, выучили роль и постоянно ее отрабатывают изо дня в день, до автоматизма. Либо они сотрудники правоохранительных органов, либо банка или еще кого-нибудь.

Еще один механизм привлечения внимания — большой объем информации, который вам говорят очень быстро, торопливо. Они создают информационный стресс, когда человек не успевает сориентироваться. Жертву выводят из равновесия и начинают ею манипулировать.

Мошенники также пользуются длительной усталостью человека, в таком случае манипуляции происходят быстрее и эффективнее. Три эффективных способа их остановить. Если есть сомнения, когда звонит незнакомый человек, просто отключайте телефон, а дальше думайте, что с этим делать. Второй вариант — если взяли трубку, постарайтесь задавать любые, даже самые нелогичные вопросы: “А откуда вы меня знаете? А давно ли меня знаете?”. Это позволит сбить его сценарий и даст время вам прийти в себя. Третий вариант — когда человеку плохо, он же просит о помощи близких, так обратитесь к ним, невзирая на эту статью о конфиденциальности, которой так эффективно ограждают человека от внешнего мира. Вы же не знаете человека, разговаривающего с вами.

И, безусловно, сегодня важно знать, что такое цифровая грамотность, защита персональных данных, что есть различные способы мошенничества».