Картина дняПолитикаЭкономикаОбществоПроисшествияСВОФинансыСпортВфокусеПогодаКурсыСделано в России

Прорыв по плану. Как внедрять российские технологии в кузбасский углепром?

9 июня 2023,источник: АиФ Кузбасc
В Кузбассе больше нет импортозамещения, а есть технологический прорыв. Так предложил именовать новый этап экономического развития региона губернатор. Неужели угольщики уже заменили все заграничные комбайны отечественными?

На выставке «Уголь России и майнинг» прошло заседание комиссии Госсовета по направлению «Энергетика». Ключевым вопросом стал технологический суверенитет угольной отрасли. Разбирались журналисты «АиФ в Кузбассе».

Ушли от импорта?

Замминистра энергетики РФ Сергей Мочальников начал с позитивной статистики: несмотря на ситуацию в мире, в 2022 г. угольщики сохранили уровень добычи и вывоза своей продукции. В этом году положительная тенденция сохраняется. «Добыча угля в России по итогам пяти месяцев превысила 162 млн тонн, экспорт — 83 млн тонн, что выше показателя аналогичного периода 2022 г. на 2% и 1,9% соответственно», — отметил замминистра.

О том, как компании приспосбливаются к новым условиям, рассказали участники заседания. Главный механик АО «СУЭК» Александр Стебнев сообщил, что доля импортной техники на подземных работах составляет практически 100%, на открытых — 50%. «Компания испытывает сложности с обслуживанием импортного оборудования и с сокращением предложений на рынке высокопроизводительного оборудования и комплектующих», — отметил он. Чтобы обслуживать зарубежные машины, в компании развивают собственное сервисное направление. «Надо не просто ремонтировать существующее оборудование, а разрабатывать отечественное. Поэтому специалисты направили в российские компании техзадания по разработке оборудования по требованию СУЭК», — говорит Стебнев.

Местные машиностроители, наоборот, по-прежнему сетуют на то, что кузбасские угольщики не балуют их заказами. В частности, на это жаловался руководитель завода ЗИМ, выпускающего монорельсовые машины для шахт. Директор ООО «ТоргИнвест» Дмитрий Емелин (производит взрывобезопасное оборудование, электродвигатели и проч.) отмечает, что вся продукция предприятия является технологичной, прорывной, полностью изготавливается из отечественного сырья и комплектующих. Выпускать и продавать такие аппараты, по его словам, — непростая задача. Поэтому он предлагает обязать всех потребителей РФ покупать продукцию отечественного машиностроения. И лишь при отсутствии таковой разрешать покупать технику в дружественных странах.

За год новые машины не изобрести и не внедрить. А существующие предложения российских производителей не удовлетворяют требования угольщиков. Видимо, поэтому в обход запретов добывающие компании продолжали в 2022 г. завозить технику из-за границы, причём активнее, чем прежде. Сергей Мочальников рассказал, что доля импортного оборудования на угольных предприятиях в 2022 г. не только не сократилась, но и существенно выросла. «С одной стороны, это радует: угольная промышленность нашла, что ей нужно для устойчивого развития. С другой стороны, говорит о том, что технологический суверенитет пока не заработал», — отметил замминистра.

Будет испытано у нас.

Чтобы отрасль всё-таки переходила на отечественные рельсы, Минэнерго и Минпромторг подготовили перечень технических заданий из 78 позиций на то горно-шахтное оборудование, по которому имеется критическая зависимость от импорта. В настоящее время машиностроительные организации ведут научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Как отметил Сергей Мочальников, угольщики своими силами уже научились делать более 400 наименований запчастей и комплектующих к работающей у них импортной технике. «Этот колоссальный опыт, накопленный угольными компаниями и их машиностроительными подразделениями, необходимо использовать для ускорения запуска работы всех 78 технических заданий», — считает замминистра.

Испытания опытных образцов намечены на 2024 год. Площадку для испытаний предложили открыть в Кузбассе. Прежде эту работу проводили за рубежом, так как отсутствовала собственная техническая база. «На базе Юргинского машиностроительного завода и института ВостНИИ создадим центр для испытания нашей продукции, и никакая заграница будет не нужна. ВостНИИ обеспечивает комплексное научное, техническое и информационное сопровождение горной отрасли, это крупнейший научный институт, который отвечает за безопасность угольной промышленности», — рассказал о планах губернатор Сергей Цивилев.

Аналог госплана.

Глава региона также поручил сформировать отраслевой заказ на 10 лет. Схема во многом напоминает советский госплан. По задумке, все предприятия области должны подать заявку в НОЦ «Кузбасс» о том, сколько и к какому сроку им нужно людей, машин и механизмов. «Сегодня каждый работает сам по себе, на свой страх и риск, бессистемно. И без организующей роли государства нам эту ситуацию не решить. С отраслевым заказом мы станем одной командой, которая будет понимать, что и когда делать. При такой организации можем сделать технологический рывок», — считает Сергей Цивилев.