Курс на Восток. Узбекские предприятия планируют масштабную экспансию на китайский рынок

Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Китай сегодня является не только крупнейшим производителем, но и экспортером обуви. По самым скромным оценкам, ежегодно в стране производится около 10 миллиардов пар обуви, в целом китайская продукция занимает не менее 50 процентов мирового рынка.

Источник: Podrobno.uz

Этого удалось достичь за счет создания в стране сотен современных фабрик, где выстроен максимально эффективный производственный процесс, в том числе с использованием роботизированных и информационных технологий. Узбекистан сегодня только идет по этому пути, активно присматриваясь к опыту Поднебесной. Узбекские предприятия намерены не только внедрять современное оборудование из КНР, но и осваивать поистине гигантский китайский рынок, поставляя туда как сырье, так и готовую продукцию.

Время учиться

Сегодня практически весь мир покупает китайскую обувь. Продукция, производимая в Поднебесной, значительно дешевле европейских и американских аналогов, но не уступает им по качеству. Этого удалось добиться за счет создания эффективной инфраструктуры, способствующей снижению себестоимости выпускаемых товаров.

Интересно, что у нас в стране ходит много мифов о китайской обуви, и один из самых распространенных о том, что она некачественная. На самом деле это, конечно, не так. Здесь речь идет о правильном выборе производителя и понимании того, что за копейки невозможно приобрести качественную продукцию.

Покупая обувь даже в дорогих ташкентских бутиках, потребители зачастую не замечают, что она была выпущена в КНР, где создан не один десяток популярных мировых брендов. Здесь важно понимать, что обувь может сильно отличаться в зависимости от технического оснащения фабрики, качества используемых материалов, наличия контроля за выпускаемой продукцией. Например, дешевые товары экономкласса, производимые на маленьких предприятиях, действительно низкого качества и имеют очень маленький срок службы. При этом большинство крупных китайских фабрик дорожит своей репутацией и изготавливает качественную продукцию. Поэтому, если вы берете обувь на уличных развалах, а не в проверенных магазинах, то качество будет здесь соответствующим.

Один из главных трендов в современном развитии обувной промышленности КНР — создание интегрированных комплексов, которые контролируют всю производственную цепочку от получения сырья и до упаковки готовой продукции. Для этого рядом с основной фабрикой по производству обуви создаются предприятия по переработке кожи, выпуску упаковки и комплектующих для оборудования. Это позволяет значительно сократить расходы на транспорт и логистику, а также оптимизировать и синхронизировать все производственные процессы.

Кроме того, сегодня китайские фабрики тратят огромные деньги на разработку собственных коллекций. Дизайнеры из Поднебесной не остаются в стороне от мировой моды, они посещают ведущие выставки обуви и быстро реагируют на новинки.

Еще один интересный момент: рынок обуви в Китае имеет свои специфические особенности. Так, производство различных сегментов продукции распределено между провинциями. Например, в Сычуани изготавливают женскую обувь, а город Чэнду является центром ее производства. Более тысячи обувных фабрик здесь выпускают продукцию на любой вкус, от самой дешевой до брендовой.

Дорогую мужскую обувь из натуральной кожи делают в провинции Гуандун. Обувщики из Чжэцзяна больше ориентированы на выпуск мужской обуви из искусственной кожи. Много предприятий по производству спортивной обуви расположено в Фуцзяне.

Совместные проекты

На сегодняшний день в кожевенно-обувной отрасли Узбекистана реализовано девять инвестиционных проектов с участием китайских инвестиций на 35 миллионов долларов, из которых 23,5 миллиона долларов — прямые иностранные инвестиции. Речь идет о проектах по производству готовой кожи, повседневной и спортивной обуви.

В 2022—2023 годах совместно с КНР запланирована реализация проектов на 32,6 миллиона долларов. В результате будут запущены новые производственные мощности по выпуску искусственной и готовой кожи, обувных подошв, пресс-форм и картона, мужской и женской обуви.

Что касается прямых поставок отечественной продукции, то свыше 30 предприятий кожевенно-обувной и пушно-меховой отрасли нашей страны в 2021 году экспортировали в Поднебесную товаров на 61 миллион долларов. В январе-мае этого года показатель составил 24,1 миллиона долларов.

Узбекистан выбрал своим стратегическим партерном для развития сферы Китайскую ассоциацию кожевенной промышленности (CLIA). Эта организация сегодня включает свыше 1300 предприятий по производству меха, кожи, обуви, кожгалантереи и химикатов, а также профильные научно-исследовательские институты и учреждения, колледжи и вузы.

CLIA выступает в качестве связующего звена между правительством и бизнесом, участвуя в разработке отраслевых программ развития, выстраивая процессы стандартизации и экспертизы в кожевенном секторе, проводя выставки, а также устанавливая сотрудничество с рубежными кожевенно-обувными структурами и частным бизнесом.

В ходе онлайн-переговоров между представителями Ассоциации «Узчармсаноат» и CLIA, которые прошли в конце июня, стороны достигли договоренности о подписании меморандума в целях дальнейшего расширения взаимодействия в данной сфере. Это позволит активизировать связи узбекских и китайских предприятий, а также расширить возможности по привлечению большего количества китайских инвестиций в Узбекистан.

В ходе встречи стороны также обменялись мнениями о проведении международной конференции, посвященной перспективам развития отрасли и углублению сотрудничества. Планируется, что в ней примут участие крупные компании, ведомства и организации, предприятия, инженеры и технологи Узбекистана и Китая.

Одно из ближайших ключевых мероприятий для развития сотрудничества — 26-я Международная выставка кожи, обуви и обувных материалов, которая состоится 13—15 августа в Вэньчжоу. Узбекистан намерен организовать здесь национальную экспозицию кожевенно-обувной отрасли площадью 72 квадратных метра. Сейчас идет разработка уникального дизайна стенда в национальных традициях Узбекистана, также готовится список компаний-участников.

Собственный багаж

Эксперты подчеркивают, что отечественные кожевенно-обувная и пушно-меховая отрасли сегодня являются одними из самых динамично развивающихся сегментов национальной экономики, а значит, и привлекательных для иностранных инвесторов.

В прошлом году предприятия отрасли произвели промышленной продукции на 4,4 триллиона сумов с ростом на 21 процент по сравнению с предыдущим годом. В частности, было выпущено 115 миллионов пар обуви (+8,7 процента), 1,6 миллиарда квадратных дециметров изделий из кожи (+10,8 процента), кожгалантереи на 102 миллиарда сумов (+10 процентов).

Кроме того, было освоено 125,4 миллиона долларов инвестиций, из которых свыше 56 миллионов долларов составили прямые иностранные вложения. К концу прошлого года в стране было запущено 215 проектов на более чем 360 миллионов долларов, организовано свыше 11 тысяч новых рабочих мест.

Реализованные проекты позволили создать дополнительные мощности. Это современные предприятия по убою 770 тысяч голов скота, производству 500 миллионов квадратных дециметров кожи, 26,5 миллиона пар обуви и обувных подошв, 3,5 миллиона единиц кожгалантерейных изделий, 16,1 тонны клея, гранул ЭВА и жидкого ПВХ, 8,7 тысячи тонн шерстяных изделий и 440 тысяч единиц каракулевых изделий.

Что касается экспорта, то здесь показатели превысили прогнозные, достигнув 420,6 миллиона долларов. География поставок в прошлом году значительно расширилась, включив в том числе такие страны как Австрия, Франция, Германия, ОАЭ, США, Израиль и Египет. В целом количество стран-импортеров узбекской кожевенно-обувной и пушно-меховой продукции достигло 40.