Власти Краснодара обжаловали решение о восстановлении «троллейбусной» сделки на 140 млн руб

Власти Краснодара вновь попробуют расторгнуть муниципальный контракт с ООО «Алькор» на изготовление 10 кузовов для троллейбусов на 140 млн руб. Сведения об этом опубликованы в арбитражной картотеке.

Из документов следует, что департамент транспорта и дорожного хозяйства города обжаловал решение Арбитражного суда Кубани, который в начале октября отменил решение городских властей о расторжении этого контракта.

Компания «Алькор» ранее изготовила 10 кузовов для троллейбусов на 140 млн руб. по договору 2021 года, однако заказчик отказался принимать результат работ, сославшись на непредоставление исполнителем сертификата «Одобрение типа транспортного средства» (ОТТС). Исполнитель обжаловал это решение, и Арбитражный суд Краснодарского края установил, что этот документ все-таки был предоставлен, указав, что решение о расторжении контракта в одностороннем порядке было необоснованным.

При этом, суд установил, что ОТТС по контракту и не требовался изначально, а эксперт «Ъ-Кубань» обратил внимание, что предметом сделки являлись не троллейбусы как завершенные транспортные средства, а лишь кузова для них, которые сертификата не требуют. Тем не менее городские власти продолжат доказывать свое право одностороннего выхода из «троллейбусной» сделки.

В настоящий момент на рассмотрении АСКК находится еще один иск, в рамках которого «Алькор» требует от городского департамента транспорта принять изготовленные 10 троллейбусных кузовов и взыскать с него 140 млн руб. Производство по делу в июне было приостановлено до вступления в силу решения по иску «Алькора» о признании незаконным решения властей Краснодара об одностороннем отказе от контракта.

О том, что в Краснодаре запускают собственное производство троллейбусов на базе Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления (КТТУ), стало известно в начале 2021 года. Соответствующее соглашение подписали администрация города, КТТУ, а также псковское ООО «Алькор». Планировалось, что до конца 2021 года будет собрано 10 транспортных средств, а в целом КТТУ готов был собирать до 30 единиц техники ежегодно.


В апреле 2021 года на тестовую обкатку был выпущен первый троллейбус, однако вскоре машину сняли с линии из-за представления прокуратуры. Ведомство указало на отсутствие у собранного в Краснодаре на базе кузова «Алькор» троллейбуса сертификата ОТТС. Как писал «Ъ-Кубань» в августе прошлого года, сборка троллейбусов является не фактическим производством, а капитально-восстановительным ремонтом модели «ЗиУ-682» 1988 года, при этом меняется практически все, кроме токоприемника, таким образом, 98% запчастей являются новыми, а 2% — бывшие в употреблении.

В сентябре прошлого года «Ъ» сообщил, что в Москве возбуждено уголовное дело о незаконном создании ООО «Алькор» (ст. 173.1 УК РФ) ранее судимым лицом, а в Краснодаре проводится доследственная проверка на предмет мошенничества, подделки документов и незаконном использовании средств индивидуализации товаров. О результатах расследования и доследственной проверки не сообщалось.

Руководитель движения «Транспортная инициатива» Марина Репещук считает, что городские власти должны продолжить обжалование этого решения в судах, чтобы сохранить 140 млн бюджетных рублей, а также из соображений обеспечения безопасности пассажиров. «Однако, я считаю, что правоохранительные органы должны изучить этот контракт и дать оценку тому факту, что предметом контракта стали не троллейбусы как завершенные транспортные средства, а кузова для троллейбусов, потому что, когда об этом проекте объявлялось общественности, речь шла именно о троллейбусах. Помимо этого, мы не можем устранить сомнения в чистоте этой сделки, пока не выясним, кто же являлся конечным ее бенефициаром, стоящим за кипрской офшорной компанией», — отмечает она.

По данным системы «СПАРК-Интерфакс», ООО «Алькор» зарегистрировано в 2020 году в особой экономической зоне ППТ Моглино в Псковской области. Возглавляет компанию Ирина Сватковская, которая владеет долей в 48%, такой же долей владеет кипрский INVESTONEK KHOLDING LTD, еще 4% распределяются между тремя физлицами. По информации СПАРК, департамент транспорта Краснодара является основным контрагентом фирмы.

Михаил Волкодав.