Приобрести электроэнергию из общей энергосистемы майнеры смогут только при наличии профицита по рыночным механизмам — через биржу КОРЭМ, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Сегодня мажилис одобрил во втором чтении законопроект «О цифровых активах в Республике Казахстан» и четыре сопутствующих законопроекта, разработанных депутатами мажилиса в порядке законодательной инициативы.
Представляя законопроекты, депутат мажилиса Екатерина Смышляева пояснила, что они разработаны в рамках поручений главы государства по проблемам правового регулирования цифрового майнинга, в том числе его продукта, и создания в Казахстане криптовалютной экосистемы.
Законопроект, к слову, уже рассматривался в мажилисе и был принят в первом чтении 12 октября этого года.
«Правовые механизмы регулирования потребления электроэнергии отраслью дополнены ограниченным перечнем ее источников. Среди них, например, возобновляемая энергия, импорт и использование собственных генераций. Введен порядок реализации квоты в случае наличия профицита как энергосистемы в целом, так и в разрезе территорий. Теперь приобрести электроэнергию из общей энергосистемы майнеры смогут только при наличии профицита и исключительно через биржу КОРЭМ. Для этого объема сняты ценовые ограничения и торги будут проводиться исключительно по рыночным механизмам», — отметила Екатерина Смышляева.
В рамках регулирования майнинга и его продукта лицензирование майнинга будет проводиться по двум категориям лицензий: цифровые майнеры, владеющие соответствующей инфраструктурой (центрами обработки данных с соответствующими требованиями по оборудованию, расположению и безопасности), и те, кто являются владельцами оборудования, арендующими ячейки в центрах обработки данных, не претендующими на энергетическую квоту.
«Законопроектом, кроме обязательной аккредитации, вводятся отдельные требования для майнинг-пулов в части расположения их серверных мощностей на территории Казахстана и соблюдению правил информационной безопасности», — отметила депутат.
Разработаны прозрачные механизмы администрирования следующих налогов:
— корпоративный подоходный налог цифрового майнера. Рассчитывается с учетом стоимости продукта в момент его получения в качестве вознаграждения.
— корпоративный подоходный налог майнинг-пула с полученной комиссии за оказанные услуги.
— налог от прироста стоимости для физических лиц при осуществлении операции с криптовалютой.
— корпоративный подоходный налог с криптобирж как субъектов предпринимательской деятельности (криптобиржи выводятся из льготного режима налогообложения МФЦА в части КПН).
«В части регулирования выпуска и оборота обеспеченных цифровых активов вводится разрешительный порядок осуществления деятельности по выпуску и обороту обеспеченных активов на специализированных платформах. Предложен порядок их выпуска через оформление специального решения и только с подтверждением наличия обеспечения. Таким образом, устранены пробелы в действующем законодательстве», — пояснила Екатерина Смышляева.
По ее словам, определены признаки обеспеченного актива. Благодаря такому регуляторному подходу процедуры токенизации и в целом технология блокчейн могут быть использованы в отраслевых законах и нормативных правовых актах применительно к отдельным решениям. Например, токенизация и хранение данных или процесс инвестирования.
«С целью сохранения безопасности казахстанской финансовой системы обеспеченные и необеспеченные цифровые активы не признаются на территории страны платежным средством, финансовым активом и финансовым инструментом. Обеспеченный актив не может быть обеспечен деньгами и ценными бумагами. Данные ограничения не позволят осуществлять эмиссию цифровых активов на основе национальной валюты», — подчеркнула мажилисмен.
На территории Казахстана запрещается оборот криптовалюты и деятельность криптобирж. Они работают в экспериментальном правовом режиме только по лицензии в отдельной юрисдикции МФЦА.
Планируется ввести запрет на рекламу криптовалютных операций, а для обеспеченных активов введен особый порядок ее регулирования по аналогии с ценными бумагами.
«К биржам цифровых активов предъявляются требования по информационной безопасности, по аналогии с критически важными объектами информационной инфраструктуры. Лица, работающие с цифровыми активами, являются субъектами финансового мониторинга и к ним предъявляются требования закона», — уточнила Екатерина Смышляева.
По ее мнению, предложенные защитные меры делают цифровые активы прозрачными и управляемыми. Данные законопроекты регулируют новую отрасль, не имеют модельных образцов и аналогов, в них по максимуму учтены все текущие вызовы и риски.
Законопроекты направлены в сенат.