Основные статьи расходов казахстанских покупателей продолжают составлять траты на продукты питания, оплата ЖКХ и арендного жилья. И если цены на категории товаров, которые чаще всего оказываются в потребительской корзине в этом году, выросли почти на 30% по сравнению с прошлым годом, то динамика роста цен на аренду жилья начинает наблюдаться в августе 2022 года. Согласно исследованиям, тогда цены выросли почти на 32%, и уже к октябрю 2022 года аренда жилья стала дороже на 54,2%, что сопровождается ростом миграции в Казахстан.
При этом, по словам Мадины Сейсенгалиевой, доходы казахстанцев не меняются.
«46% опрошенных ответили, что их доходы не изменились по сравнению с прошлым годом. У 21% доходы немного выросли. А более 30% сказали, что их доходы даже упали по сравнению с 2021 годом».
Снижение и нестабильность покупательской способности увеличивает давление на кошельки потребителей. Покупатели стали более аккуратны со своими тратами, тщательней следить за бюджетом и искать способы сэкономить. Так, по данным исследования компании NielsenIQ Kazakhstan за III квартал 2022 года, 69% покупателей предпринимают активные меры, для того чтобы сократить свои расходы, в том числе на продукты питания, одежду
«Казахстанский покупатель привык экономить, потому что, если посмотреть на нашу историю, то каждый раз после девальвация национальной валюты, мы видим, что цены на товары, которые мы покупаем каждый раз, постоянно растут. И уже года 3−4 основное беспокойство у казахстанского покупателя вызывает рост цен на продукты питания».
Причем последние исследования показали, что эскалация геополитических конфликтов, которая может затронуть Казахстан, стала беспокоить потребителей больше, чем рост цен на товары и услуги, здоровье и личное благосостояние семьи.
Международный Конвент Мир торговли — главное ежегодное событие для ритейла и поставщиков из стран СНГ. Основной фокус на мероприятии делается на комфортные и продуктивные переговоры между поставщиками и торговыми сетями, что дает возможность обеим сторонам получить выгоду в виде расширения рынка поставок продукции и заполнением полок магазинов новыми качественными товарами. Традиционно Конвент работает в нескольких ключевых направлениях: Закупочный центр, выставка товаров и оборудования для ритейла и Конгресс Евразийской торговли.
«Мы сфокусировались на том, чтобы после участия в Конвенте Мир торговли каждый его участник мог получить максимальную выгоду для себя и своего бизнеса. Именно поэтому большое значения мы отдаем Международному Евразийскому конгрессу, который каждый год собирает лучших экспертов рынка ритейла, первые лица власти и крупного бизнеса. Именно здесь делятся практическими знаниями по улучшению бизнеса, участники получает ответы, как противостоять проблемам времени без больших потерь».
Следующий Конвент Мир торговли пройдет в Ташкенте и Алматы в первой половине 2023 года.