Источников получения персональных данных о человеке несколько. Это прежде всего социальные сети, куда сами люди, не задумываясь, выкладывают много информации. Но также часть данных сливают сотрудники организаций, у которых есть к ним доступ. Например, объекты организаций торговли и услуг Гаев назвал самыми рискованными с точки зрения соблюдения интересов граждан при обработке персональных данных.
У многих белорусов по несколько карт лояльности в различных торговых сетях. Сама по себе услуга удобная, она стимулирует развитие торговли.
Но человек должен задуматься, а надо ли тебе эти 2% скидки в обмен на тот объем информации, который о тебе запрашивается. Мы плотно работаем с торговыми сетями. Сейчас три оператора включены в план проверки центра на текущий год на предмет соразмерности и недопущения избыточности сбора информации о гражданах. Читайте также: Центр персональных данных проверит 13 организаций: кто попал в список.
Гаев привел примеры, когда организации торговли начинают спрашивать номера паспортов, идентификационный номер и прочие данные, которые не связаны с продажей товара.
Также распространенные нарушения — когда человек, подписываясь на программу лояльности, вынужден давать согласие на получение рекламной рассылки. Хотя это возможно только с согласия человека, которое «должно быть свободным, однозначным и информированным».
Также Гаев рассказал, что за прошлый год удалось удалить из Сети более 1,5 млн уникальных записей о белорусах. Ряд массивов данных приходилось удалять многократно, когда одни и те же базы появлялись на разных ресурсах. В этой работе есть сложности: часть информации размещается в иностранных юрисдикциях. Влияет и отношение собственников ресурсов. Также на эффективность работы правоохранителей влияет возможность перезаливки данных. Все, что попало в цифровую среду, остается там.