По данным областного минобразования, школам региона 1 сентября 2022 года не хватало 1000 педагогов, а средний возраст учителей — 50 лет. Как привлечь в школу молодых специалистов? В Год педагога и наставника в России этот вопрос очень важен.
Что с зарплатой?
Больше всего учителей не хватает в Нижнем Новгороде. В особом дефиците учителя начальной школы и преподаватели английского языка. Такие данные на пресс-завтраке с руководителями нижегородских СМИ привела министр образования и науки региона Ольга Петрова.
Как уточнили представители профильного министерства, отвечая на вопросы пользователей «ВКонтакте», с 1 января 2023 года зарплату учителей в Нижегородской области проиндексировали в среднем на 31,6%. Планируется, что средняя зарплата в школах, колледжах и техникумах составит не менее 44 тыс. руб. в месяц.
При этом средняя нагрузка на одного педагога в нижегородских школах сейчас — полторы ставки. Учителя вынуждены брать дополнительную нагрузку, чтобы заработать и «закрыть собой» кадровые бреши.
«Наша цель — зафиксировать весь ближайший выпуск педуниверситета в школах».
Объективно говоря, спрос на учёбу в педвузе растёт. В сравнении с 2021 годом в 2022 году количество абитуриентов в Мининском университете увеличилось: на место претендовали 14 человек против 11,2 человека годом раньше.
Только в 2022 году Мининский университет окончили более 1400 человек. Городские власти тогда сообщили: для всех есть рабочие места в нижегородских школах.
Почему же выпускники педагогического вуза потом растворяются на рынке труда и до школ зачастую не доходят? Министр образования и науки Нижегородской области Ольга Петрова не отрицает: зарплата начинающего педагога в Нижегородской области невысока, но невысока она и у любого вчерашнего студента в любой другой отрасли.
«Сейчас рассматривается вопрос о региональных доплатах молодым учителям, разрабатываются разные варианты, — добавила глава областного министерства. — Хотим, чтобы будущие педагоги начинали зарабатывать уже во время учёбы в вузе».
Пропавшие в Сети.
По данным аналитиков рекрутингового портала hh.ru, то, что школьных педагогов особенно не хватает в Нижнем Новгороде, объяснимо. В большом городе развит рынок труда, и после вуза можно найти другую работу.
В глубинке зачастую выбор значительно меньше.
Кроме того, многие педагоги предпочитают школе репетиторство, особенно это касается учителей английского языка. После пика пандемии и периода тотальной школьной «удалёнки» популярны онлайн-занятия с репетиторами. Не тратя времени на дорогу, можно неплохо зарабатывать, в том числе занимаясь с учениками из других регионов, готовыми платить больше, чем земляки.
«Если у вас как репетитора нет своей клиентской базы, сейчас очень развиты онлайн-школы. Эта платформа за определённый процент предоставляет вам учеников и обеспечивает фактически 100%-ную занятость, — объясняет пресс-секретарь рекрутингового портала Анна Буслова. — А ждут в таких школах и учителей математики, и преподавателей физики, химии».
Впрочем, эксперт не исключает, что выпускник педа предпочтёт всё же школу, если заинтересовать его крупными бонусами вроде служебного жилья или ипотеки по очень льготной ставке.
По мнению Анны Бусловой, у нас в стране долгое время формировался образ учителя и медика как людей мало зарабатывающих. Вот и получается, что порой абитуриенты рассматривают учёбу в педагогических вузах лишь как возможность получить хорошее классическое образование, а потом стремятся сменить сферу деятельности.
Испытание глубинкой.
У школьников в городе очень изменились родители, и это ещё один фактор, объясняющий, почему молодые специалисты не хотят идти работать в образовательные учреждения. У многих мам и пап нынешних учащихся к учителю отношение своеобразное. Всё чаще педагоги, особенно в больших городах, слышат, что они лишь обслуживающий персонал.
В сельской местности к учителям относятся более уважительно, уверен учитель информатики Дивеевской средней общеобразовательной школы Павел Широков, один из победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2022».
«В глубинке у педагогов в школе есть и другие плюсы. Например, “сельская” прибавка к окладу в 5%. Она ощутима, — рассказывает Павел Широков. — А работа в школе — это гарантированный стабильный заработок. Выплаты нам никогда не задерживают, это важно для села».
Как помочь вчерашнему студенту адаптироваться в школе? По мнению Павла Широкова, молодой человек уже на педпрактике понимает, может ли он работать с детьми. Здесь его должен поддержать и педагогический коллектив: "Я думаю, уже через год работы в школе человек может адаптироваться, взять классное руководство и не уступать старшим в профессии, а в чём-то и превосходить коллег. У молодых всё равно есть задор, как правило, больше идей. Дети это любят.
Но проблем и на селе немало. По мнению Павла Широкова, особенно остро в сельской местности стоит вопрос жилья для молодых специалистов. В то же Дивеево выпускники педагогических вузов готовы приехать — это большое село с развитой инфраструктурой, интересной историей и культурой. Но у школы пока нет возможности предоставить новому учителю служебную квартиру или дом. А арендовать жильё в таком туристическом центре недёшево — цены сравнимы с миллионным Нижним Новгородом. При средней зарплате педагога в 19 тыс. руб. в месяц молодому человеку практически невозможно оплачивать аренду жилья, питаться, одеваться.
Кто поможет разрубить этот гордиев узел нерешённых вопросов?
Выход — в распределении.
Возможно, есть смысл вернуть практику распределения выпускников педагогических вузов.
«На мой взгляд, у нас гордятся тем, что человек в одной школе проработал 40 лет, — говорит Галина Клочкова, директор гимназии им. М. В. Ломоносова (Нижний Новгород). — Это порой молодых специалистов и пугает. “Неужели я здесь тоже навсегда?” — думают они.
Но ведь нет ничего плохого в том, что специалист может переходить из одного учебного заведения в другое при условии профессионального роста. Карьера у педагогов, по сути, всегда горизонтальная — из школы в школу. В Японии, к примеру, на законодательном уровне закреплено, что педагогический коллектив в школах должен меняться каждые пять лет, чтобы профессионального выгорания было меньше.
Второй момент: я уверена, что хороший выпускник юридического, филологического, менеджерского факультетов, активный участник волонтёрского движения вполне может освоить профессию педагога начальных классов — было бы желание. Обучать таких людей надо группами и затем группами трудоустраивать в школы. Вместе всегда не так страшно начинать.
А ещё я сторонник того, чтобы вновь внедрить практику обязательного распределения выпускников педагогических вузов на работу. Раньше после выпуска ты непременно должен был три года отдать школе. И это правильно: учитель, который даже ненадолго влился в коллектив, может привнести в него много нового, а кто-то там обязательно останется.
Во всяком случае, желающих отучиться в педвузе только для получения диплома о высшем образовании у нас точно станет меньше".