Мифы и правда об автомобильном буме в порту Владивосток

Гендиректор Владивостокского автомобильного терминала Виталий Марченко рассказал ИА PrimaMedia о специфике работы в новых реалиях.

Источник: PrimaMedia.ru

Резкое сокращение предложения на рынке новых автомобилей с левым рулём и стабилизировавшиеся валютные курсы привели к настоящему буму поставок подержанных и новых автомобилей с внутреннего рынка Японии и Южной Кореи через порт Владивосток. Отсюда подержанные «праворульки» и новые «гелендвагены» с корейского рынка как в лихие 90-е разъезжаются по всей России.

Основной площадкой для приема иномарок сегодня является Владивостокский автомобильный терминал (ВАТ, входит в группу компаний Владивостокского морского торгового порта, Транспортная группа FESCO). О том, как сегодня работает схема перевалки автомобилей и почему не стоит говорить о коллапсе на рейде, в эксклюзивном интервью ИА PrimaMedia рассказал генеральный директор ООО «ВАТ» Виталий Марченко.

Владивостокский автомобильный терминал — крупнейший в своей отрасли на Дальнем Востоке, расположен на территории ВМТП. Терминал осуществляет перевалку автомобилей, спецтехники, автозапчастей и прочих грузов навалом и в палетах, а также предлагает услуги хранения на складе временного хранения (СВХ) и доставку от склада по получателя.

— Виталий Александрович, специализированный автомобильный терминал работает в порту Владивосток уже 15 лет и сейчас переживает самый настоящий ренессанс. Как это работает на практике?

— На данный момент мы самая большая специализированная площадка на морских терминалах в портах Дальнего Востока. Это объективно, так как на наших площадях в единовременном хранении может размещаться более 4 тысяч автомобилей — 2,2 тысячи машино-мест на крытых складах и 2 тысячи на открытой площадке. Соответственно, за месяц в среднем мы можем переваливать порядка 11−12 тысяч машин.

Математика в этом случае простая. Есть норма единовременного хранения автомобиля, умноженная на коэффициент по оборачиваемости. Если последний показатель будет расти, то мы сможем обработать больше машин. На самом деле здесь работает множество факторов, начиная от скорости оформления документов таможенными органами и заканчивая конечным сроком по вывозу автомобиля с терминала (срок вывоза зависит от брокера, предоставляющего полный перечень услуг конечному клиенту, либо от самого клиента, который забирает автомобиль самостоятельно).

— Похоже, вы оказались готовы к росту объёмов иномарок, подготовив соответствующую инфраструктуру.

— Владивостокский автомобильный терминал — это составляющая Владивостокского морского торгового порта, мы находимся на территории ВМТП и также входим в Транспортную группу FESCO. Мы — одна большая семья. Инвестиции в инфраструктуру у нас происходят регулярно. Ежегодно, ежемесячно мы что-то улучшаем, дорабатываем, расширяемся.

В прошлом году, например, было введено в эксплуатацию достаточно много новых площадок, в том числе «Веста» на 220 автомобилей. Также мы переоборудовали часть газонов под парковки. Плюс задействовали площадь терминала «Русской тройки». Это глобальный проект, который был реализован в короткий промежуток времени — потребовалось менее двух месяцев. Сегодня это дополнительные 18 тысяч кв. метров, где могут единовременно размещаться 1,1 тысячи автомобилей. Конечно, для нас это большое подспорье, за счет чего можно увеличить объем перевалки.

— Сколько сегодня доставленный автомобиль находится в порту?

— Японский — в среднем до 8−10 суток. Корейский — чуть дольше.

— Как в последнее время поменялась структура ввоза? Брокеры говорят, что стало больше корейских автомобилей?

— Наш терминал всегда принимал преимущественно суда из Японии, а на них доставляются по большей части подержанные автомобили с правым рулём.

В небольших объемах идут новые автомобили. Но эти машины транзитные, которые уходят на Казахстан. Например, сегодня (интервью взято в конце января — прим. ред.) будем принимать очередное судно, на котором придут 500 машин. Из них 99 — это новые леворульные Subaru.

По данным Владивостокской таможни, основной объем ввезенных автомобилей с пробегом занимает японский автопром — Toyota, Mazda, Nissan, Honda, Subaru, Mitsubishi и Suzuki. Меньшее количество составляют автомобили из Южной Кореи, такие, как Hyundai и Kia, а также европейские BMW, Audi и Volkswagen с правым и левым рулём.

Да, сейчас стали завозить достаточно много новых автомобилей из Кореи, например, Hyundai Palisade, Kia Mohave, Kia Sorrento, и это единичные экземпляры, а не партии для дилеров. Из Японии с правым рулем чаще, чем другие марки, новыми везут Toyota Prado.

Если смотреть по подержанным «японкам», то порядка 80−85% таких машин уезжает из Приморья. Для корейских автомобилей, думаю, эта доля значительно больше. Если 5−10% остается в Приморье, то хорошо. И то не факт. Да это можно видеть на местных дорогах — преобладает правый руль и японский автомобиль. Корейского автопрома стало больше, но всё ещё не так много.

— Время от времени в соцсетях бьют тревогу о перегруженном рейде порта Владивосток. Мол, суда не могут стать по загрузку, коллапс в порту. Это действительно проблема?

— Могу точно ответить за своё направление — в ВМТП в настоящее время простаивающих на рейде судов нет. Мы обрабатываем приходящие суда практически с ходу и особенных сложностей с этим не испытываем.

Да, бывают небольшие сбои в пиковые нагрузки. Например, в декабре прошлого года были случаи, когда в одну дату в порт приходило сразу 3−4 судна с автомобилями. И все их надо было постараться принять, желательно в один день. Естественно, что в таких случаях кто-то будет стоять на рейде в ожидании своей очереди. От этого никто не застрахован — ни один порт, ни один терминал. Другое дело, когда суда идут по заранее определённому графику, который, как правило, в начале месяца согласовывается двумя сторонами: морским перевозчиком и нами. Фиксируются даты, в которые эти суда должны приниматься. И если они идут по графику, то очереди нет. Бывали случаи, когда за три дня нужно было принять порядка 10 судов с авто.

Опять же, когда идут такие объемы, то сбой происходит везде, по цепочке. В том числе определенные сложности может испытывать таможня, куда сразу попадает большое количество документов на оформление. Нагрузка у них вырастает значительно. Обыватель обычно как к этому относится? Мол, как всё плохо на таможне, людей не хватает, техники. А почему так произошло? Потому что у таможни рассчитаны мощности на определенное количество поступающих документов. И это правильно. Когда идет увеличение потока, таможня, безусловно, людей добавляет, и мы это видим. Но когда сваливается, как снежный ком, сразу 10 судов и идет огромный вал документов, то я их понимаю — физически одномоментно обработать такой объем достаточно сложно.

Владивостокская таможня в 2022 году оформила более 197 тысяч автомобилей с пробегом, ввезённых физлицами. Это на 72% больше, чем годом ранее. В декабре 2022 года поставки подержанных автомобилей через Владивосток выросли к январю 2021 года в 2,4 раза, до 26 тысяч, а пиковым периодом за год стал ноябрь с результатом 28 тысяч машин.

Что касается нашего терминала, то на ВАТ все процессы автоматизированы. Еще до подхода судна автомобили, приходящие на нем, расписаны по площадкам. Места хранения отражены в программе, и кладовщик уже при выгрузке знает, куда поставить транспортное средство.

ВАТ не влияет на сроки хранения на терминале: как только автомобиль попал на нашу стоянку и прошёл таможенную очистку, его можно забрать. Либо переместить под таможенным контролем на любой склад временного хранения в рамках одного таможенного поста.

Когда клиент приходит получать транспортное средство, он проходит определенную процедуру в кассе, получает материальный пропуск. Этот пропуск далее передается кладовщику, который сканирует его и видит, где конкретно находится этот автомобиль. Всё очень просто.

— Расценки на услуги терминала для физических и юридических лиц различаются?

— Нет никакой разницы, для всех цена одинаковая. Никаких приоритетов тоже нет. Всё в порядке очередности. Пришел — получил.

— Вы совсем не сказали про китайские автомобили, которые явно тоже приходят в порт Владивосток.

— Да, в последнее время они поступают, но пока их количество незначительно. Например, компания Chery официально ввозит новые автомобили. Сейчас это три бренда — сам Chery и суббренды Exeed и Omodа. Все ввезённые автомобили в дальнейшем поступают в дилерские центры.