Ход антиалкогольной кампании в Приморском крае (а власти региона всерьез поставили своей целью снижение потребления спиртного) нельзя назвать простым и однозначным. С целями кампании — не поспоришь, однако сами методы зачастую вызывают непонимание как у отдельных предпринимателей, так и у предпринимательских объединений и даже у аппарата краевого бизнес-омбудсмена. Очередной «палкой о двух концах» стал краевой закон, направленный на снижение торговли алкогольной продукцией в магазинах, расположенных в жилых домах. Ситуация и то, как ее комментируют приморские предприниматели — в материале ИА PrimaMedia.
Напомним, что 30 ноября 2022 года Законодательное собрание Приморского края в трех чтениях одобрило краевой закон № 245-КЗ «О внесении изменений в Закон Приморского края “О регулировании розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, безалкогольных тонизирующих напитков и профилактике алкоголизма на территории Приморского края”.
Согласно закону, уже с 1 марта 2023 года в Приморье, в частности, запрещается розничная торговля алкогольной продукцией в магазинах, расположенных в многоквартирных жилых домах, если вход для посетителей магазина находится со стороны подъездов дома. Подобные ограничения закон вводит и в отношении торгующих алкоголем на разлив предприятий общепита в многоквартирных домах и рядом с ними, если площадь помещения для клиентов меньше 30 кв. метров. Также с 1 марта во всех торговых объектах региона время продажи спиртного сокращается на 1 час, алкогольную продукцию можно будет реализовывать не с 09.00 часов утра, а только с 10.00.
Известно, что 16 февраля свою позицию по закону в правительстве края представили аппарат бизнес-омбудсмена и краевая «ОПОРА РОССИИ», ранее аккумулировавшие тревоги и опасения малого и среднего торгового бизнеса региона. 22 февраля на очередном заседании ЗС ПК правительство предложило «сгладить углы» — в виде корректировки закона, выводящей из-под его требований торговлю слабоалкогольной продукцией (пиво, сидр, медовуха). Корректировка была поддержана сразу в трех чтениях.
Между тем предприниматели из разных муниципалитетов края, опрошенные редакцией агентства, отмечают избыточность закона № 245-КЗ (пусть и со «смягчениями» для слабоалкогольной продукции) в части «борьбы с потреблением алкоголя населением». Также собеседники агентства говорят о том, что издержки от исполнения закона падут не только непосредственно на предпринимателей (особенно на имеющих бизнес-кредиты), но и в целом на жителей городских микрорайонов, которые рискуют остаться без удобных для приобретения продуктов магазинов «шаговой доступности».
— Они наши магазины закрывают, а отдельно стоящие все равно будут продавать (алкоголь — ред.), просто любители этого дела будут идти туда и также, допустим, спиваться, — прокомментировала владелец небольшого магазина в поселке Славянка Анна. — Так что нужно либо закрыть всех, либо искать какие-то другие методы борьбы с пьянством. А так — просто убирают мелкие магазины. А в принципе ничего же не меняется.
По словам торгового предпринимателя Нины Александровны, только в Хасанском районе Приморье могут «идти под закрытие» (по истечению действия лицензии) до 50 магазинов «шаговой доступности».
— Просто сейчас расцветет подпольная продажа. Я уже 14 лет работаю и всегда по закону. Мы налоги платим, людям даем работу. Что еще надо? Вот сейчас не знаем, что делать. Эти нововведения грозят нашему магазину закрытием. Если продавать только продукты, то магазин не выдержит, — резюмировала собеседница агентства.
— У меня два человека попадают под сокращения, остальные два — теряют в зарплате, — отметила Татьяна, еще один торговый предприниматель из Зарубино. — Если они получают по 40 тысяч рублей и выше, то теперь будет меньше 20-ти. И так у нас тарифы выросли, на электроэнергию и отопление выходит около 35 тысяч в месяц, алкоголь пока это перекрывал. Откуда теперь мне эти деньги придется брать? С людей, получается, повышать цены на все товары, а потом закрываться.
Татьяна, предприниматель из Дальнегорска, также не скрывает тревоги за будущее своего небольшого бизнеса и сетует на то, что постоянно изменяющееся регулирование торговли алкогольной продукцией вводит бизнес в большие издержки.
— Ранее для того, чтобы вино-водочный отдел оставить в магазине, нам, когда ввели расстояния от школ и больниц, пришлось переносить вход. Вы представляете, сколько это денежных средств? Фасад сделали, камеры поставили, асфальт положили, — рассказала Татьяна. — А данные поправки никак не отразятся на употреблении алкоголя. Просто все, кому это интересно, уйдут к «нелегалам» или самогонщикам. И будут травиться.
По мнению дальнегорского предпринимателя Аурела Балана, краевой закон сильно бьет по конкурентной среде в малом и среднем бизнесе региона, просто убирая с рынка часть предпринимателей по исключительно формальным обстоятельствам. Также господин Балан уверен, что объективно выдавливание с рынка малых предприятий очень выгодно крупным федеральным алкосетям, которые и без того активно «осваивают» Приморье.
— Посмотрите, сколько специализированных алкомаркетов открывается на территории края, заходят федеральные сети, ничто не мешает им открывать свои «точки». А эти нововведения отразятся именно на малом предпринимательстве, на тех, кто и так с трудом выживает в последние годы, — заявил собеседник агентства.
— Цель — хорошая, однако методы и средства ее достижения — не те. Маленькие магазины в домах — это крайне несущественный распространитель алкогольной продукции. А вот сокращение налоговых поступлений можете точно ожидать, как и сокращение рабочих мест. У меня лично двоим сотрудникам придется уйти, а оставшимся придется сократить зарплату, потому что примерно 50% выручки просто исчезнет. А по продуктам с гигантскими супермаркетами мы попросту не сможем конкурировать, нам же никто не помогает. Так что если хотите бороться с чрезмерным употреблением алкоголя, делайте это с умом, — подытожил собеседник агентства.
От редакции отметим, что активный «заход» в Приморье федеральных алкосетей и продовольственных гипермаркетов с крупными алкогольными отделами, о котором говорят собеседники агентства, чреват падением поступлений в региональный бюджет акцизных и налоговых платежей, поскольку местная розница традиционно предпочитает продукцию местного же производителя (прежде всего, из-за удобной логистики и предпочтений покупателей), тогда как крупные сети работают с брендами, чье производство расположено в западной части страны, и, соответственно, там же и уплачиваются налоги и акцизы.
Немаловажным является и фактор качества инвестклимата в регионе, которому «антиалкогольная кампания» в ее нынешнем виде явно не идет на пользу. Удар по значительной части малого бизнеса, скорее всего, приведет к заметному оттоку экономически активных людей из Приморья (ради более лояльных к бизнесу регионов, куда предприниматели «унесут» свои налоги, рабочие места и соцответственность), что, в свою очередь, может усугубить и без того отрицательную демографическую динамику в главном регионе Дальнего Востока.