«Снижение НДС с 15% до 12% не привело к снижению цен на потребительские товары» — эксперты

В Институте прогнозирования и макроэкономических исследований изучили влияние снижения налога на добавленную стоимость.

Источник: Uznews

Ранее мы писали, что с 1 января снижается НДС с 15% до 12%.

Эксперты провели анализ на основе изучения состояния цен в супермаркетах. Об этом сообщает пресс-служба Института прогнозирования и макроэкономических исследований.

Отмечается, что методом data-scraping собраны статистические данные за четыре месяца по 97 группам и 3754 товарным видам народного потребления. Изменение цен в декабре-январе для каждого вида продукции (treatment group) сравнивалось с изменением цен в ноябре-декабре и январе-феврале (control group).

Результаты анализа показали, что снижение НДС с 15% до 12% не привело к соответствующему снижению цен на потребительские товары. В частности, изменение цен в декабре-январе было на 0,3% выше, чем изменение цен в ноябре-декабре и январе-феврале. Это означает, что цены, которые должны были упасть на 2,6% (1,12/1,15*100%-100%), наоборот, выросли на 0,3% при исключении влияния всех остальных факторов.

Сообщается, что за этот период не изменились цены на 1115 товаров в 46 группах (детское питание, мороженое, макароны, средства по уходу за телом и т. д.).. На 1% увеличились цены на 1306 товаров в 20 группах (шоколад, сладости, средства гигиены и прочее).

На 1−5% выросли цены на 585 товаров в 12 группах (стиральные порошки, фрукты, мясные продукты, молоко и прочее).. Снизились цены (до 1,6%) на 567 товаров в 7 группах (канцтовары, соусы, кофе и др.).

Ранее эксперты института, используя модельный инструментарий «Затраты-выпуск», определили, что снижение ставки НДС на 3 п.п. для 78 секторов экономики приведет к сокращению затрат и, следовательно, снижению цен в реальном секторе экономики на 0,8 п.п. Однако на практике пока предприниматели не принимают решения о передаче налогового облегчения потребителю.

К числу основных причин, по которым снижение НДС не повлияло на уровень цен, можно отнести следующие:

  • большая доля теневой экономики на рынке товаров народного потребления, следовательно, отражение эффекта от снижения налогов на увеличении нормы относительно небольшой прибыли официально действующих фирм;
  • недостаточное формирование соответствующих конкурентных условий на рынках;
  • усиление влияния других основных факторов на цены (курс доллара, ставка рефинансирования, денежная масса и прочее).