Особенности строительства новых станций нижегородского метро

Генеральный директор Главного управления по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в городе Нижнем Новгороде (МКУ «ГУММиД») Андрей Левдиков на круглом столе «Новое метро в Нижнем Новгороде: строим и живем комфортно», организованном «Российской газетой» совместно с Всероссийским обществом охраны природы и ГК «Моспроект-3», рассказал о технологии строительства новых станций метро.

По его словам, в среднем подобные объекты строятся пять лет по классической последовательной схеме: проектирование, получение положительного государственного заключения, строительство.

— У нас сроки более сжатые — согласно нашему амбициозному проекту, новые станции метро должны быть построены до конца 2025 года. Поэтому мы разделили проект на 15 этапов и работаем по ним параллельно. По семи уже получены положительные заключения госэкспертизы, — отметил генеральный директор ГУММиД.

Например, при продлении Автозаводской линии сначала сделали проект подготовки территорий четырех площадок — на улице Горького, площади Свободы, у ТЦ «Шоколад» и на площади Сенной — и, не дожидаясь получения заключения экспертизы по основным этапам строительства, начали необходимые работы: освобождение от всех строений, вынос инженерных коммуникаций. На этом, по оценкам экспертов, метростроители сэкономили год. Уже получено три положительных заключения по устройству стартовых котлованов. На выходе заключение экспертизы по прокладке тоннелей.

— С финансированием все продумано, деньги есть, проект в любом случае к 2026 году будет закончен, — добавил Андрей Левдиков. — Параллельно вместе с подрядчиком «Моспроект-3» мы ищем решения, как, находясь в сжатых сроках, еще ускорить строительство. Обсуждаем возможность устройства тоннелей тремя тоннелепроходческими комплексами. Это даст экономию времени как минимум в полгода.

Технически решение выглядит так: от станции «Горьковская» один щит пройдет до будущей станции на площади Свободы, а затем пойдет обратно. На второй части маршрута два щита запустят друг за другом от площади Сенной. Встретиться они должны на площади Свободы.

Андрей Левдиков подчеркнул, что метро позволило освободить территорию у Сенной площади от ветхих строений и получилось неплохое пространство, на котором теперь нужно что-то создать. Пока очевидно, что необходимо продолжать туристический кластер в этом районе.

Также обсуждается размещение на этой территории транспортного пересадочного узла, который позволит консолидировать в одном месте все виды транспорта. Ведь Сенная — это место соединения множества маршрутов. В любом случае территория около Сенной позволит совместить прогулочную зону, транспортный пересадочный узел — все это возможно при грамотной архитектурной проработке.

— Что же касается временного дискомфорта для жителей, то мы принимаем все меры чтобы минимизировать эти неудобства, — заверил Андрей Левдиков. — Мы всегда открыты для конструктивной критики и предложений.

Круглый стол проходил на территории Нижегородского государственного архитектурно-строительного университете (ННГАСУ), поэтому в конце своего выступления директор ГУММиД обратился к студентам.

— Сейчас есть нехватка кадров во всех сферах. ГУММиД также очень ждет выпускников технических вузов. Каждый пятый специалист в нашей организации — это люди старше 65 лет, и они очень хотят передать свой опыт молодым, — подчеркнул Андрей Левдиков. — Молодежь, в свою очередь, это генератор свежих идей. Так, несколько лет назад ко мне пришел студент работать проектировщиком. И уже через пару месяцев он предложил новый, очень толковый подход к одной проблеме.

Андрей Левдиков отметил, что в организации принят комплексный подход к производству работ. ГУММиД не только ремонтирует дороги, но и занимается освещением объектов, прокладкой коммуникаций, благоустройством. Поэтому предложение о трудоустройстве касается студентов разных вузов: строительного, технического и даже классического университетов.

— Нам нужны специалисты во многих отраслях, так что наши двери всегда открыты для молодых профессионалов, — завершил свое выступление Андрей Левдиков.

Кстати

«Моспроект-3» планирует начать крупноузловую сборку проходческих щитов уже в мае. Для установки проходческого щита выкопают котлован на улице Горького, с которого и начнется прокладка тоннеля. Его называют стартовым. Кроме него, котлованы выкопают на площадях Свободы и Сенной. На проходку потребуется чуть больше года. На первом, который находится на улице Горького, работы уже начались. Подготовительный этап работ на площади Сенной в районе стройплощадки планируется завершить в марте, свайные работы там тоже уже начались.