Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. В середине марта президент Узбекистана лично проехал по разбитой дороге в Сурхандарье, заявив, что по ней «невозможно передвигаться». После этой поездки глава государства дал ответственным лицам 15 дней на разработку проекта ее реконструкции. Однако те в привычной манере очковтирательства уже в тот же день отчитались о том, что начали ремонт дороги общей протяженностью 111 км.
В социальных сетях граждане республики отметили, что словами президента можно охарактеризовать множество дорог в стране. И это совсем неудивительно, ведь дорожная сфера входит в тройку самых коррумпированных сфер.
Плохие дороги — это боль каждого гражданина Узбекистана, даже если он не имеет собственного автомобиля. Они становятся причиной не только смертей сотен людей и ухудшения экономики, но и радикализации сознания граждан, угрозой нашей безопасности в долгосрочной перспективе, отмечает международный эксперт в сфере противодействия коррупции Кодир Кулиев.
Почему наши дороги такие, какие они есть, и как с этим бороться, эксперт рассказал корреспонденту Podrobno.uz. Больше информации и аналитики по теме читайте в авторском канале Кодира Кулиева. .
— Коррупция в дорожном секторе — это очень деликатный, но очень важный вопрос. Простого решения здесь нет, просто потому что ставки слишком высоки. В этой сфере задействовано очень много денег. Чтобы понять алгоритм решения этой проблемы, нужно ответить на несколько вопросов.
Есть чиновники, которые отвечают за координацию строительства дорог. Имеют ли они достаточный официальный доход, чтобы покрыть свои расходы на жилье, транспорт, питание, школьные расходы детей, отдых, сделать какие-то сбережения на будущее и так далее? Не смущайтесь ответить на этот вопрос «нет».
Существует ли конкуренция в сфере дорожного строительства? Нет. Имеют ли эти чиновники четкую контролируемую и ограниченную свободу действий в отношении принятия решения, в частности, кому и по какой цене отдавать контракт на строительство или ремонт дороги? Нет.
Существует ли гражданский контроль? Существует ли кодекс или стандарты поведения, в частности, на всех этапах — управление строительства, подготовка к строительству, фактическое строительство и содержание дорог? Полагаю, что нет.
Существует ли подотчетность, благодаря которой граждане могут видеть решения чиновников, высказывать свое мнение по этому поводу? И снова нет. А теперь главный вопрос: тогда почему им не воровать? Все это важные вопросы и одновременно алгоритм решения проблемы.
Вообще, качество дорог — очень важная тема. Дороги соединяют нас с вами, бизнесменов и рынки, госслужащих и военных, экстренные службы с теми, кто нуждается в помощи. Дороги должны вести человека к хорошему, но дороги в Узбекистане могут привести нас только в… Вы и сами понимаете. Из-за коррупции в дорожном секторе происходят сотни смертей ежегодно, включая детей.
Не нужно быть дорожными инженерами, чтобы понять, что состояние дороги зависит от того, насколько качественно она была изначально построена, а также от того, как обслуживалась. Индонезия, Южная Африка, Казахстан — дороги в этих странах намного лучше, чем в Узбекистане. Почему? Просто потому, что там знают, что дешевые дороги раздражают. Там поняли, что качество дорог коррелирует с понятием «счастливой жизни» и общей удовлетворенностью граждан работой государства. Кроме того, там активно работают общественные организации, которые отстаивают права и интересы общества, в частности, на качественные дороги.
Качественные дороги с надлежащим фундаментом служат намного дольше, но их строительство обходится дороже. Эти страны давно поняли, что наиболее рентабельной стратегией является строительство именно дорог с хорошим фундаментом.
Рассмотрим проблему с точки зрения технического комплаенс — в Узбекистане имеются проблемы с этим. Для решения проблемы необходимо определить, какие здесь существуют риски. Устранить эти риски можно в три основных этапа: предотвращение, обнаружение и реагирование.
Возьмем, к примеру, этап предварительного строительства. Это уязвимый этап, который сопровождается риском незаконного присвоения средств, предназначенных для дорожных проектов, неоправданно высоких требований к методам строительства или используемым материалам, поскольку это увеличивает возможность взяток при заключении контрактов. Поэтому очень важно внедрить кодекс поведения в организациях, которые участвуют в подготовке строительства дорог.
В сфере управления дорогами в Узбекистане одним из очевидных рисков является отсутствие четкого распределения обязанностей. Это именно то, что способствует коррупции. Хокимияты, на которые возложены техническое обслуживание и ремонт дорог, часто не имеют достаточных финансовых и человеческих ресурсов, также у них слабый механизм контроля. Еще одним риском на этом этапе является неправильная система отчетности. Для решения этой проблемы необходимо усиление надзорных органов. К слову, это прямая обязанность Агентства по борьбе с коррупцией.
Мы должны внедрить систему связи отчетности и систему мониторинга. Идеальным инструментом были бы «пакты о добросовестности», разработанные и представленные Transparency International. Это инструмент, который разные страны используют в вопросах закупок, управлении дорогами и других сферах.
Теперь поговорим о фактической стадии строительства. Здесь можно выделить десятки рисков. К примеру, при вывозе раскопанных материалов документы могут показывать больший объем вывезенного материала, чем было вывезено на самом деле. Также могут иметь место завышение стоимости работ при проведении торгов, некачественные механизмы регулирования строительства дорог, выставление ложных счетов при закупке строительной техники. Часто на этапе подготовки к строительству из-за взяток частные строительные компании не поставляют материалы нужного качества.
Все это можно решить, укрепив надзорные органы с помощью кодекса поведения или, как я уже говорил, «договора о добросовестности».
В заключение хочу сказать о безопасности нашей страны. Коррупция в сфере дорожном секторе может нанести долгосрочный ущерб нашей безопасности. Недостаток тех или иных компонентов в дорожном слое вследствие коррупции становится причиной плохого качества дорог и требования больших затрат на их ремонт.
Из-за выбоин на дорогах фуры, которые перевозят народные грузы, не могут передвигаться с одинаковой скоростью, а соответственно теряют больше времени на транспортировку. Это требует повышения заработной платы водителя, более частого ремонта шин и прочего. Все это дополнительные расходы, которые перекладываются на нас, потребителей, потому что в итоге это отражается на ценах на продукты. Таким образом, перевозки от точки А до точки Б становятся нерентабельными.
В такие моменты ухудшения экономики бедные становятся еще более бедными. А когда у людей меньше надежды на лучшее будущее, то они, как правило, начинают рационализировать свое неэтичное поведение. В частности, они могут присоединяться к разного рода радикальным группам. В долгосрочной перспективе это может угрожать нашей с вами безопасности.
Разве мы хотим этого? Я не хочу, чтобы по моей стране разгуливали радикальные люди с больным сознанием и неправильными ценностями. Поэтому в интересах нашего правительства бороться с коррупцией. Чтобы дороги строились в соответствии со стандартами качества.
Держи новости при себе: подпишись на Телеграм-канал Podrobno.uz