Отчет основан на статистических данных, предоставленных Государственным комитетом по статистике и отраслевыми министерствами и освещает тенденции в соответствующих секторах в период с 2015 по 2021 годы. Данное исследование было подготовлено по запросу правительства Узбекистана.
В отчете отмечается, что в последние годы в Узбекистане наблюдаются улучшения в налогово-бюджетной политике и управлении государственными финансами. Они сыграли важную роль в создании стабильных макроэкономических условий для продолжения реформ. В исследовании подчеркивается необходимость уделять большее внимание предоставлению более качественных и инклюзивных по своему характеру государственных услуг для большего числа граждан.
Существуют значительные возможности для улучшения качества государственных услуг за счет повышения эффективности, финансовой устойчивости и результативности государственных расходов в соответствующих секторах, предоставляющих услуги населению, говорится в отчете.
Здравоохранение
Государственные расходы в секторе здравоохранения Узбекистана составили 2,3% от ВВП в 2019 году. Это соответствует расходам в данном секторе в странах с уровнем доходов на душу населения в нижней части группы стран со средним доходом (Узбекистан входит в эту группу), но все же ниже, чем в целом в странах региона Европы и Центральной Азии (за исключением стран с высоким уровнем доходов).
Основные вызовы, влияющие на предоставление качественных услуг в данном секторе, включают:
- низкий уровень и результативность расходов на услуги здравоохранения;
- очень высокую долю государственных расходов на заработную плату и премии персонала, несмотря на низкую оплату труда из расчета на одного работника;
- отсутствие адекватных механизмов финансирования деятельности больниц, стимулирующих их эффективность и результативность;
- большую долю расходов, из карманов домохозяйств (более 60% от всех расходов) идет на финансирование здравоохранения), а также на официальные и неофициальные платежи государственным поставщикам медицинских услуг;
- значительно фрагментированная сеть больниц, которая негативно сказывается на качестве медицинской помощи;
- отсутствие доступа к медицинскому обслуживанию у населения с низкими доходами;
- а также отсутствие адекватного охвата населения медикаментами.
С целью улучшения государственных расходов в данном секторе в краткосрочной перспективе рекомендуются следующие меры государственной политики:
- завершение разработки новой стратегии развития здравоохранения, предусматривающей ресурсы, необходимые для реализации реформ в секторе;
- увеличение расходов государственного бюджета на здравоохранение, предусмотренных в новой стратегии с целью сокращения расходов населения на основные медицинские услуги;
- создание стратегического агентства по закупкам, совмещающего функции по оплате и планированию соответствующих медицинских услуг.
В долгосрочной перспективе рекомендуются следующие меры государственной политики:
- создание общенациональной системы электронного здравоохранения и клинической информации;
- разработка генерального плана развития инфраструктуры здравоохранения с необходимой инфраструктурой, человеческими ресурсами, оборудованием и методами ухода за пациентами;
- улучшение процессов стратегических закупок для нужд здравоохранения путем развития системы отчетности и прозрачности условий заключения контрактов, введения единых стандартов качества и механизмов контроля за закупками;
- консолидация больниц на региональном уровне.
Образование
Государственные расходы на образование составили 5,6% от ВВП в 2019 году и 6,2% от ВВП в 2021 году. В 2019 году из общего объема расходов на образование правительство потратило наибольшую долю на общее среднее образование (около 65%), за ним следовало дошкольное образование (21%), высшее образование (10%) и среднее специальное образование (4%).
Качество образования в стране нуждается в улучшении. Так, к 18 годам учащийся в Узбекистане достигает только 62% от своего потенциала продуктивности.
В то же время, на региональном уровне существуют значительные различия в расходах на образование в расчете на одного учащегося. Например, в городе Ташкенте расходы на одного учащегося в системе общего среднего образования составляли 2,15 млн сумов, а в Навои — 3,7 млн сумов в 2019 году, что на 72% больше.
С целью улучшения государственных расходов в данном секторе в краткосрочной перспективе рекомендуются следующие меры государственной политики:
- реализация мер, уделяющих особое внимание качеству обучения, равному доступу к образованию и подотчетности системы образования перед общественностью;
- внедрение общенациональных систематических оценок качества обучения, которые в настоящее время проходят тестирование;
- реализация стратегии восстановления знаний, упущенных в связи с закрытием школ и получения знаний на дому в период пандемии COVID-19.
В долгосрочной перспективе рекомендуются следующие меры государственной политики:
- повышение квалификации учителей и реформирование системы привлечения, удержания и развития преподавательских кадров на всех уровнях образования (дошкольное, общее среднее, среднее специальное и высшее);
- разработка и осуществление мер по гармонизации образования с потребностями быстроразвивающейся экономики, включая растущую потребность в более современных навыках и знаниях;
- уделение особого внимания обновлению и совершенствованию учебных программ, преподавательских навыков и оценок знаний учащихся;
- реализация стратегий по институциональной трансформации системы образования для обеспечения её большей оперативной автономности, более адресного финансирования и эффективного управления.
Социальная защита населения
Узбекистан имеет всеобъемлющую систему социальной защиты населения, но ее эффективность ограничена неадекватными расходами государственного бюджета (по состоянию на 2019 год), неадекватными статистическими данными и фрагментацией.
В последние годы расходы на социальную помощь в Узбекистане составляли менее 1% от ВВП (2019 год), что намного ниже международных стандартов. Это объясняется тем, что выделение средств из государственного бюджета на социальную помощь осуществлялось не по объективным потребностям, а по региональным квотам.
Активные программы содействия занятости населения, например, общественные работы, являются относительно новым явлением для страны. На их реализацию выделяется незначительная доля от общего объема бюджетных расходов (около 0,085% от ВВП).
Растущее демографическое бремя требует скорейшего принятия мер по реформированию и укреплению пенсионной системы страны. Так, доля пенсионных расходов снизилась с 5,9% от ВВП в 2015 году до 4,8% от ВВП в 2018—2019 году. Это свидетельствует об отставании индексации пенсий относительно роста доходов трудоспособного населения.
С целью улучшения государственных расходов в данном секторе в краткосрочной перспективе рекомендуются следующие меры государственной политики:
- увеличение финансирования активных программ содействия занятости населения для обеспечения доступа к рабочим местам наиболее уязвимых групп (например, путем предоставления льгот для предприятий, нанимающих работников из уязвимых групп);
- увеличение финансирования социальной помощи для охвата всех нуждающихся на основе адресного подхода, основанного на фактических потребностях соответствующих представителей уязвимых групп;
- уточнение роли различных институтов, вовлеченных в обеспечение социальной защиты, назначение ответственного органа за мониторинг и оценку результативности и эффективности программ социальной защиты;
- пересмотр правил индексации пенсий.
В долгосрочной перспективе рекомендуются следующие меры государственной политики:
- создание специализированного министерства или агентства, осуществляющего надзор за исполнением всех программ социальной защиты и их соответствия национальной стратегии социальной защиты;
- сбор статистической информации по всем направлениям социальной защиты для изменений в государственной политики в данном секторе на основе фактических данных;
- повышение пенсионного возраста, принятие более гибкого подхода к учету пенсионных прав, а также реформирование солидарной системы пенсионного финансирования.
Управление водными ресурсами в ирригации.
Ирригационная и дренажная инфраструктура Узбекистана нуждается в срочной модернизации. Почти все сельское хозяйство в стране зависит от орошения. 90% всей используемой воды приходится на орошаемое земледелие. Согласно статистическим данным, 75% существующей площади дренажной системы нуждается в реконструкции, 70% водохозяйственных насосов требуют капитального ремонта, а 66% всей инфраструктуры магистральных каналов требуют антифильтрационных покрытий.
Для устранения этих дефицитов инфраструктуры потребуются инвестиции в размере 400 миллионов долларов в год в течение следующих десяти лет для поддержания водной инфраструктуры на текущем уровне обслуживания. В тоже время, для модернизации системы потребуется приблизительно такой же объем инвестиций. Для сравнения, в 2020 году общие капитальные затраты на орошение и дренаж составили всего 200 миллионов долларов.
Орошаемое земледелие в Узбекистане значительно зависит от электронасосов. Насосные станции, большинство из которых были построены более 30 лет назад, потребляют большую часть электроэнергии в сельскохозяйственном секторе и около 16% от всей потребляемой электроэнергии в стране.
С целью улучшения государственных расходов в данном секторе в краткосрочной перспективе рекомендуются следующие меры государственной политики:
- увеличение средств государственного бюджета на ремонт и техническое обслуживание ирригационных и дренажных систем, а также увеличение капитальных бюджетов для ускорения программы их капитального ремонта и модернизации;
- ускорение реализации проектов, способствующих снижению потребления электроэнергии водохозяйственными насосами (путем замены на менее энергоемкие модели);
- дальнейшее развертывание программ, стимулирующих фермеров использовать капельное орошение.
В долгосрочной перспективе рекомендуются следующие меры государственной политики:
- переход к покубометровым тарифам водопользования с полным возмещением затрат и к более высокому уровню сбора платежей за водопользование;
- изучение опыта использования микро- и мини-гидроэлектростанций на оросительных каналах в качестве альтернативного источника электроснабжения в сельской местности, включая для целей использования насосов только в тех случаях, когда использование гравитационного (самотечного) орошения не представляется технически или экономически целесообразным.
Услуги водоснабжения и санитарии
Согласно национальным статистическим данным, доступ населения к централизованным водопроводным сетям относительно высок (87%), но доля домохозяйств, получающих пригодную для безопасного потребления воду, значительно меньше (69%). По большей части построенная 40−50 лет назад, инфраструктура водоснабжения и санитарии выработала свой срок службы и требует масштабного восстановления и обновления. Государственные расходы в данном секторе, несмотря на значительный рост в последние годы, не соответствуют требованиям по замене активов, техническому обслуживанию и расширению систем водоснабжения и санитарии в соответствии с потребностями быстрорастущего населения.
Обеспечение бесперебойного обслуживания является распространенной и серьезной проблемой, поскольку многие системы водоснабжения работают менее 12 часов в сутки. Потери воды в трубах достигает 30−50%. В 2016 году около 3,7 миллионов человек (12% всего населения) обслуживались централизованной системой канализации преимущественно в крупных городах. Сточные воды собираются, но, как правило, не очищаются в соответствии с международными стандартами.
С целью повышения эффективности государственных расходов в данном секторе рекомендуются следующие меры государственной политики:
- разработка систем установления тарифов, определения тарифов на услуги водоснабжения и санитарии для каждого региона отдельно, учитывающих финансовую доступность и стимулы для эффективного водопользования;
- развитие потенциала коммунальных предприятий, предоставляющих услуги водоснабжения и санитарии, регулирующих органов, а также «Узсувтаминот»;
- достижение кредитоспособности вышеназванных коммунальных предприятий и создание условий для реализации проектов государственно-частного партнерства в данном секторе;
- обеспечение автономности коммунальных предприятий и постепенный отказ от государственного субсидирования их деятельности.