«Санкции сильно мешают. На локальном уровне мы замечаем некоторые моменты, связанные с усилением давления на предпринимателей. В частности, были случаи, когда контрагенты в последний момент отказывались от подписания контракта. Или же предлагали осуществлять поставки через материковые компании именно в связи с желанием минимизировать географический фактор».
Она отметила, что предприниматели прекрасно понимают причину такой позиции и стараются построиться под потребности иностранных партнеров. При этом качество самой продукции не вызывает сомнения, и контрагенты прекрасно знают, что покупают крымский продукт. И не так важно, что указано в документах или на упаковке — крымскую продукция покупают из-за ее высокого качества, подчеркнула Слуцкая.
Три проблемы экспортера
Давление на бизнес — не единственная сложность, с которой сталкиваются крымские предприниматели и сотрудники Южного регионального Центра поддержки экспорта.
«При проработке каждого нового направления стремимся найти решение по трем важным вопросам: прорабатываем уровень востребованности продукции на конкретном рынке, логистику и, самое главное, способы получения экспортной выручки», — сказала Слуцкая.
Последняя задача, по ее словам, самая сложная. На сегодняшний день Центр не может предложить экспортерам «меню», где можно выбрать страну и список банков, которые на сто процентов осуществят внешнеэкономические платежи, добавила она.
«К сожалению такого сегодня нет. Все меняется. Во Вьетнаме, например, есть профильная структура — Российско-вьетнамский банк. Он ведет расчеты в национальных валютах: они отправляют донги, мы получаем рубли. И проблем в принципе нет. Но такая ситуация есть не везде, из-за этого получение экспортной выручки является одним из ключевых моментов», — продолжила руководитель экспортного центра.
Ставка на Китай
В ноябре продукция крымских виноделов должна быть представлена на одной из крупнейших выставок вина в Шанхае.
«Планируем сделать отдельный крымский коллективный стенд. Уже забронированы площади. Так как Китай — сложный рынок, ехать на выставку без регистрации торгового знака и сайта на китайском языке бессмысленно. Поэтому уже сейчас начали готовиться».
Участие в подобных выставках очень полезно для позиционирования полуострова как региона-поставщика высококачественной продукции. В частности, посте прошлогодней пищевой выставки на Ближнем Востоке готовятся к заключению контракты на крымский тизан (чай и травяной сбор). Но чтобы получить нужный результат — ко всему нужно готовиться заблаговременно.
Подводя итог, Слуцкая подчеркнула, что экспорт — это не только деньги. Это технологии, новации, сырье и прочее. Экспортеры более адаптированы к внешним рискам, а крымским экспортерам «уже ничего не страшно».
Ранее директор Южного регионального Центра поддержки экспорта сообщила, что объем прямого экспорта из Республики Крым по итогам прошлого года составил около 30 млн долларов.