Фрилансеры, независимые подрядчики, внештатные консультанты, цифровые кочевники — новая гик-экономика формирует абсолютно новый трудовой класс — так называемую свободную занятость, а попутно меняет и подход к найму, повышая популярность модели аренды кадров и аутстаффинга в бизнес среде. В чем ключевые причины этих процессов, как рост популярности фриланса меняет рынок труда, и какое влияние может оказать на бизнес, разбираемся ниже.
В последние годы, фриланс становится все популярнее во всем мире. По данным аналитиков PwC объем мирового рынка фриланса уже превысил $7 трлн и продолжает расти. На сегодняшний день по разным оценкам, опыт фриланс работы есть у каждого третьего занятого в мире. А глобальные компании все чаще заявляют о том, что планируют привлекать больше фрилансеров к работе.
Выводя же компетенции за штат бизнес будет оптимизировать расходы и повышать собственную мобильность. Это же и реакция на дефицит рабочих рук и нехватку квалифицированных специалистов. Те компетенции, которые не могут закрыть штатные специалисты, или когда поиск, найм и адаптация таких кадров занимает слишком много времени и денег, логичнее перевести на аутсорс.
Новый формат занятости находит отклик и среди соискателей. Так, уже сейчас самой экономически активной социальной группой на рынке труда становятся миллениалы и зуммеры — согласно словам первого вице-министра труда и социальной защиты населения РК Акмади Сарбасова, к 2030 году 37% рабочей силы в Казахстане будет представлять именно поколение «зумеров». А у них свои представления о работе. Это поколение больше всего ценит гибкие рабочие форматы, а также баланс между работой и личным. Именно они уже сейчас отдают предпочтение свободной занятости, чаще совмещают работу в найме с сторонними проектами и продолжат делать это в будущем.
В основе же нового рынка труда встанут временные рабочие места, вместо постоянных и оплата по факту выполненного задания, а не за проведенное в офисе время. При этом сам рынок труда также будет глубоко цифровым. Маркетплейсы и платформы станут новой биржей труда. Профайлы на них — новыми резюме. Мы видим, как этот рынок постепенно уже наполняется соответствующими решениями: платформы вроде Wolt и Yandex, специализированные сервисы, вроде Quick Work, Маркетплейсы и биржи, вроде AllFreelance — все эти продукты так или иначе направлены на уберизацию свободной занятости. Уже сейчас на многие из них завязаны все процессы, сопровождающие отношения между исполнителями и заказчиками: поиск, контрактование, коммуникация, оплаты, отчеты, налоги — все онлайн и максимально прозрачно для всех участников, в том числе для государства. При таком подходе работодатели смогут находить квалифицированных специалистов быстрее, а тратить на них — меньше. Фрилансеры получат площадку для репрезентации и обеспечения постоянным притоком новых задач, сравнимых с классическим наймом. А государство получит рабочий инструмент для обеления сектора. К тому же работа с фрилансерами позволит бизнесу экономить на соцпакетах, офисных площадях, обучении персонала. На фоне надвигающейся рецессии — возможность оптимизировать расходы, не снижая производительность труда будут определять выживаемость компаний.
Но значит ли это, что в будущем классического найма не будет вообще? Вряд ли. Критически важные компетенции для бизнеса компании будут стараться сосредоточить все-таки внутри, а не отдавать внешним подрядчикам. К примеру, компания, которая специализируется на дизайне заинтересована в сильных специалистах в штате — это в конечном итоге для них главное конкурентное преимущество. А вот не основные направления и процессы, вроде бухгалтерии, документооборота, HR, ведение социальных сетей и так далее вполне могут закрыть специалисты вне штата. При этом, удерживать кадры внутри будет сложнее, и работодателям, помня о дефиците кадров, придется идти на уступки — гибридные графики, сокращенные рабочие недели, расширенные соцпакеты, компенсации обучения — все эти плюшки могут стать в будущем новой нормой в компаниях, старающихся удержать зуммеров в офисах. Но это касается, скорее, белых воротничков. Профессии с низким порогом входа, линейный персонал будет также выводиться за штат. Так что понятие фрилансера в будущем расширится и перестанет ассоциироваться только с номинальными копирайтерами или маркетологами.