КИШИНЕВ, 23 июн — Sputnik. Власти Молдовы не исключают повторной передачи в концессию Кишиневского международного аэропорта, об этом в телеэфире заявила министр инфраструктуры и регионального развития страны Лилия Дабижа.
«Мы изучаем разные варианты в правительстве, обсуждаем. Когда примем решение, объявим. Сейчас же наша задача состоит в том, чтобы убедить международных операторов войти на наш рынок», — отметила Дабижа в ответ на вопрос, намерен ли кабмин снова передать воздушную гавань в концессию.
Министр также уточнила, что дискуссии идут и с крупными партнерами.
«[Ведутся] с крупными партнерами. [Переговоры] веду и я, и господин премьер, и представители Органа гражданской авиации, и коллеги из Министерства экономического развития и диджитализации, потому что речь идет также об инвестициях», — подытожила Дабижа.
Ситуация с аэропортом Кишинева
Международный аэропорт Кишинева был передан в концессию компании Avia Invest в 2013 году в соответствии с постановлением правительства Молдовы. Однако летом 2019 года парламентарии решили проверить законность этой сделки.
В частности, депутаты обратились в Генпрокуратуру и Национальный антикоррупционный центр с требованием расследовать действия лиц, принимавших решения о сдаче в концессию Международного аэропорта Кишинева.
Кроме того, в начале сентября 2019 года кабмин страны утвердил отмену четырех решений правительства от 2012 и 2013 годов, касающихся сдачи в концессию Международного аэропорта Кишинева. Но эти меры не повлияли на действие самого договора, аннулирования которого власти республики добивались через суд.
Позже в парламенте Молдовы представили отчет спецкомиссии по поводу того, каким образом проходила процедура концессии главной воздушной гавани страны. В докладе отмечалось, что контракт о сделке должен быть аннулирован. Отчет был утвержден большинством голосов депутатов.
В мае 2020 года компания Komaksavia airport LTD обратилась в Стокгольмский арбитраж с иском против молдавского правительства. Представитель мажоритарного акционера компании концессионера уточнил, что сумма предъявленного иска составляет 885 миллионов евро. Стокгольмский арбитражный суд запретил молдавским властям расторгать договор о концессии Международного аэропорта Кишинева до окончательного решения по этому делу.
Что установило следствие
В начале мая 2023 года дело о концессии Кишиневского международного аэропорта было передано в суд, об этом сообщила глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин.
По ее словам, нанесенный государству ущерб составил 392 миллиона леев (19,8 миллиона евро).
По делу проходят восемь обвиняемых: экс-премьер Юрие Лянкэ, бывший министр экономики Валериу Лазэр, экс-директор Агентства публичной собственности Тудор Копач, его бывший зам Анжела Сусану, бывший заместитель начальника отдела Агентства публичной собственности Мария Шендилэ, бывший исполняющий обязанности генерального директора ГП «Кишиневский международный аэропорт» Петру Жардан, бывший финансовый директор этого же госпредприятия Александру Чутак и руководитель службы экономического анализа Алла Цубарь.
Антикоррупционная прокуратура сообщает, что в течение 2013 года, умышленно используя служебное положение, обвиняемые подготовили и передали в концессию ГП «Кишиневский международный аэропорт».
Обвиняемые свою вину не признали, а уголовное дело было направлено на рассмотрение по существу в Кишиневский суд сектора Буюканы.
Как заявила Драгалин, Юрие Лянкэ якобы принял от Илана Шора более 40 тысяч долларов, деньги предназначались для учебы сына экс-премьера в Великобритании".
Вероника Драгалин сообщила, что судебные заседания по делу будут публичными.