По словам заместителя министра образования и науки РФ Дмитрия Афанасьева, к запуску проекта подтолкнули два масштабных запроса российской промышленности: во-первых, гигантская потребность в кадрах, и не линейных инженерах, а творцах, способных создавать передовые продукты, во-вторых — спрос на сами новейшие продукты и технологии. Причем по мере развития проекта эта конструкция перевернулась, и вторая задача вышла на первый план.
— Проект состоялся: мы создали необходимую инфраструктуру, запустили новые образовательные программы. У нас восемь индустриальных партнеров. Интересно, что программы, созданные по запросам одних компаний, оказались востребованы и у других, — поделился опытом ректор Уральского федерального университета Виктор Кокшаров.
Он отмечает, что, по сути, стоит задача создания сквозных компетенций — охватывающих полный цикл, от рождения идеи до разработки продукта. Оказывается, сегодня научные и технологические компетенции часто не совпадают, а индустриальным партнерам требуется именно это.
Чтобы студенты погружались именно в такую среду, соединяющую академические знания и практическую направленность, в передовых школах используют проектное обучение. Скажем, в МФТИ, рассказал ректор Дмитрий Ливанов, ребят уже с младших курсов включают в команды, решающие конкретные задачи индустриальных партнеров.
Вузы, в которых уже запущены передовые инженерные школы, очень разные — от технических до медицинских, подходы к созданию ПИШ в них тоже отличаются. Но практически все участники дискуссии отмечают необходимость кооперации. Так, помощник полпреда президента РФ в УрФО Евгений Гурарий акцентирует, что в Уральском федеральном округе право создать ПИШ получил только один университет, УрФУ, тогда как заявок было гораздо больше. Вузы, проигравшие конкурс, провели между тем серьезную подготовительную работу и могли бы принять участие в проекте в качестве партнеров, но пока формат ПИШ такого взаимодействия не предусматривает.
Не приветствуется и кооперация между самими передовыми школами, поскольку каждая из них должна отчитаться за выделенные ей деньги, доказав собственную эффективность: совместные проекты в эти нормативы, к сожалению, не вписываются. А вузы-организаторы ПИШ очень хотели бы обмениваться опытом и сотрудничать, и это явно повысило бы эффективность всех проектов.
— В целом ПИШ — это здорово, они себя уже зарекомендовали. Но, возможно, в будущем стоило бы изменить подход к их созданию. Сейчас это структурная единица вуза, но лучше было бы реализовать такой проект в формате научно-образовательного центра, в том числе созданного несколькими университетами и даже несколькими регионами, где какой-то вуз выступит в роли инициатора и координирующего центра, — предлагает Виктор Кокшаров.