Ташкентцы были рады появлению в столице двухсот долгожданных «гармошек» — именно так с любовью называют горожане 18-метровые автобусы большой вместимости. Однако быстро стало понятно, что в условиях узких улиц, непродуманных остановок и перекрестков, а также водителей, которые любят перекрывать выделенные полосы, это была пиррова победа.
Эти автобусы должны летать как метро по выделенным линиям без пересечений, остановок на светофорах и переходах. Линии для их движения должны быть физически отделены от остального трафика и «водителей-оленей». Так сделано во многих городах мира, это позволит создать конкуренцию метро и будет ничуть не хуже трамваев.
У нас же их пустили по старым маршрутам, по кривым узким улочкам, они стоят на перекрестках и на остановках пока водители не наберут народ, это большая и пустая трата огромных средств. И это при том, что в общественном транспорте постоянно проводятся оптимизации, вызывающие удивление.
Мы не раз писали о планах запуска метробусов или Bus Rapid Transit (BRT) и создании специальной для них инфраструктуры. И вот автобусы появились, а про отдельные полосы забыли.
Самое оптимальное решение сейчас — сделать так, чтобы «гармошки» в экспесс-режиме связывали периферийные районы Ташкента хордами, например, Урикзор и ТТЗ, Келес и Куйлюк (Фудсити), Ташкент Индекс и Учкахрамон, Новый Узбекистан и Каракамыш (Новый ТашМИ). Это можно сделать в течение года, и общественный транспорт Ташкента сразу же вздохнет свободно.