На днях председатель правительства Кыргызской Республики обнародовал длинный список гидроэлектростанций, строительство которых якобы поможет стране после 2030 года победить энергетический кризис. План предполагает застройку плотинами ГЭС всех речных долин и полное уничтожение естественных речных экосистем на территории Кыргызстана.
Другие страны Центральной Азии также пытаются форсировать строительство ГЭС. Например, программы развития Узбекистана предусматривают возведение 40 крупных гидроэлектростанций и 250 малых ГЭС, в то время как для Таджикистана уже на протяжении многих лет создание ГЭС является одной из крупнейших статей государственных расходов на строительство инфраструктуры. Даже Казахстан активно субсидирует зелеными тарифами создание новых ГЭС, хотя многие аукционы заканчиваются ничем из-за отсутствия жизнеспособных проектов.
Однако вышедший недавно в свет доклад Международного агентства по ВИЭ о стоимости производства энергии в 2022 году показывает, что конкурентоспособность возобновляемых источников энергии лежит прежде всего в плоскости солнечной и ветровой энергетики, но не в гидроэлектростанциях. Стоимость строительства и производства электроэнергии у большинства видов ВИЭ продолжает падать, у ГЭС же наблюдается прямо противоположная тенденция. Стоимость строительства гидроэлектростанций с 2010 года выросла более чем вдвое — с 1407 до 2881 долларов США за киловатт установленной мощности, то есть рост затрат составил 105%.
Согласно докладу Международного агентства по ВИЭ, стоимость выработки киловатт-часа электроэнергии на ГЭС за год выросла на 18%, а за весь период мониторинга с 2010 года — на 47%. Себестоимость выработки электроэнергии на ГЭС превысила 6 центов за киловатт-час, что существенно выше таковой для солнечных, ветровых и даже геотермальных электростанций. Сходная себестоимость сегодня характерна для биоэнергетики и самых дешевых видов энергетики на ископаемом топливе. Таким образом, энергия от новых гидроэлектростанций более не конкурентоспособна в большинстве стран мира как в сравнении с ВИЭ, так и в сравнении с электростанциями на ископаемом топливе.
«Сегодня в мире строительство солнечной электростанции в среднем обходится более чем в три раза дешевле, чем строительство ГЭС, — подчеркивает главный эксперт общественного фонда “Реки без границ”, сотрудник университета Нового Южного Уэльса (Австралия) Евгений Симонов. — При этом практически любая СЭС может быть построена за год-два по стандартным масштабируемым проектам, а возведение ГЭС занимает 5−15 лет и требует уникальных проектных решений для каждого конкретного участка любой реки».
«Обнародованные Международным агентством по ВИЭ показатели означают фактическую неконкурентоспособность новых ГЭС в самой ближайшей перспективе, — отмечает директор общественного фонда “Реки без границ” Александр Колотов. — Однако если бы учитывался и компенсировался весь ущерб природе и местным жителям от строительства ГЭС, то нет сомнений, что стоимость гидроэлектростанций была бы намного выше».
Экологи уверены, что мировые тенденции в энергетике требуют от правительств Центральной Азии переосмыслить эффективность вложения средств и усилий в строительство крупных и малых ГЭС — иначе говоря, в самый дорогой долгострой в области ВИЭ. При наличии более дешевых жизнеспособных альтернатив стоит ли сегодня жертвовать всеми своими реками в надежде получить дорогостоящие киловатт-часы от ГЭС в далеком засушливом будущем?
Экологическая коалиция «Реки без границ» (Rivers without Boundaries) — международная сеть неправительственных организаций и экспертов, занимающихся защитой трансграничных рек и продвижением лучших практик управления речными бассейнами. Коалиция была образована в 2009 году, в 2011 году организация была зарегистрирована в Улан-Баторе (Монголия) под названием «Хил хязгааргүй гол мөрөн» (Rivers without Boundaries), в 2023 году для работы в странах Центральной Азии коалицией был учрежден общественный фонд «Шекарасыз өзендер» (Реки без границ), базирующийся в Алматы (Казахстан).