По словам автора Telegram-канала «Право знать» Надежды Гельдт, Трудовой кодекс Республики Казахстан предусматривает понятие «совместительство», это выполнение работником другой регулярно оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Основными признаками работы по совместительству являются:
- обязательное заключение трудового договора;
- регулярная оплата;
- выполнение работы в свободное время от основной (той, в которой работник уже состоит в трудовых отношениях) работы.
В трудовом договоре необходимо указать, что это договор совместительства. После заключения работодатель издает приказ о приеме на работу. Не допускается трудоустройство на работу по совместительству работников, не достигших восемнадцатилетнего возраста, и работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за исключением медицинских работников.
Для заключения трудового договора о работе по совместительству с другим работодателем, помимо основного перечня документов, необходимого для трудоустройства, работник представляет справку о характере и условиях труда по основному месту работы (место работы, должность, условия труда).
Суммарная продолжительность ежедневной работы по месту основной работы и работы по совместительству не должна превышать норму продолжительности ежедневной работы, равную 8 часам, более чем на 4 часа. Если работник отрабатывает по месту основной работы полный 8-часовой рабочий день, второй работодатель не вправе установить продолжительность рабочего дня дольше 4 часов. То есть суммарно в день работник не может работать более 12 часов.
Статья 52 Трудового кодекса РК предусматривает общий перечень оснований для расторжения трудового договора по инициативе работодателя, любое из которых может быть применено к работнику-совместителю. При прекращении трудового договора по совместительству работнику выплачивается компенсационная выплата за неиспользованный трудовой отпуск.
Также не стоит путать работу по совместительству и совмещение должностей. При совмещении должностей работник параллельно с основной работой выполняет дополнительную работу по другой должности. Например, юрист может совмещать работу офис-менеджера со своей деятельностью. Учет отработанного времени при совмещении не ведется. Работник на совмещении должностей вместо второго трудового договора заключает дополнительное соглашение к уже имеющемуся договору, а за дополнительную нагрузку получает не зарплату, а доплату к зарплате по основной должности.
Если второй работодатель отказывается заключать с вами трудовой договор, это является нарушением законодательства, за что предусмотрена административная ответственность.