В прошлом году доля нелегального рынка табачных изделий в Узбекистане составила 24,3%. Контрабанда нелегальных сигарет по-прежнему остается одной из серьезных проблем в экономике страны.
Так, из-за продолжающегося роста уровня нелегальной торговли ущерб, наносимый государству, может составить 1 трлн сумов ($80 млн).
По данным Ассоциации производителей табачной отрасли «Тамакисоз», большая часть контрабандных сигарет — 73,7% — поставляются из ОАЭ, 8,2% — из Южной Кореи. В Узбекистан табачные изделия попадают обманным путем: груз якобы проходит транзитом через Узбекистан в соседние страны, однако по факту не покидает его территории.
Представители Ассоциации «Тамакисоз» считают, что самым эффективным решением проблемы станет внесение перевозчиком на депозитный счет Государственного таможенного управления РУз всей суммы акцизного налога с последующим возвратом после подтверждения вывоза сигарет за пределы республики. Еще одна эффективная мера — запрет на транзит табачной продукции без акцизных марок через Узбекистан.
Также в числе предложений — запрет на официальный ввоз определенных марок сигарет. Это связано с тем, что некоторые производители через компании-посредников импортируют в Узбекистан небольшой объем. При этом объем контрабандных сигарет этих же производителей, продаваемых в Узбекистане, в десятки раз больше.
Помимо этого, отмечается и низкое качество нелегальной табачной продукции. Так, около года назад Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей изучил качество шести видов такой продукции в лаборатории.
На пачках этих сигарет не были указаны дата изготовления и срок годности, отсутствовали акцизные марки и предупреждающие надписи на государственном языке. Также на нелегальной табачной продукции отсутствует цифровая маркировка, которая является обязательной в Узбекистане.
Кроме того, Комитет провел испытание на определение содержания влажного и не содержащего никотин сухого конденсата (смолы) в дыме сигарет. Результаты показали, что в составе табачного дыма в несколько раз превышена допустимая норма никотина, что делает этот продукт гораздо опаснее для здоровья и жизни потребителя.
Напомним, ответственность за наличие в стране нелегальной табачной продукции несут не только контрабандисты, но и продавцы, реализующие ее в розницу. Согласно статье 178 КоАО РУз, подобное правонарушение влечет наложение штрафа на граждан от 3 до 7 БРВ, а на должностных лиц — от 7 до 10 БРВ с конфискацией предметов правонарушения.
Согласно ст. 227−1 Налогового кодекса, при нарушении продавцами правил обязательной цифровой маркировки товаров (продукции), т.е. реализация контрабандной продукции, влечет наложение штрафа в размере чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале, в котором имела место реализация.
В целях обеспечения общественного контроля и обеспечения защиты прав потребителей в Узбекистане предусмотрена выплата вознаграждений за сообщения о подобных правонарушениях.
Так, при заявлении о факте правонарушения через информационную систему Soliq Hamkor предусмотрено вознаграждение в размере 20% от штрафа, который выплатит нарушитель за административное правонарушение, и в размере 5 БРВ — за преступление. На сегодняшний день такое вознаграждение составит не менее 1,5 млн сумов.